CAHKT-ПЕТЕРБУРГ, 10 марта (Корр. АНН Александр Цепов)
РАБОЧИЙ ПРОФСОЮЗ «ФОРДА» ВО ВСЕВОЛОЖСКЕ ОСТАНОВИТ ЗАВОД В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ
В начале марта администрации завода "Форд-Всеволожск" в очередной раз удалось избежать остановки производства, пойдя на некоторые уступки своему трудовому коллективу. К примеру, хозяева согласились не вводить "плавающий" свободный день, позволяющий им благополучно избежать необходимости платить своим работникам сверхурочные за работу в выходные. Однако c предлагаемой профсоюзом предприятия прибавкой к зарплате в 30% руководство завода так и не согласно.
Разговоры о строительстве завода "Форда" в России шли еще в середине девяностых. Однако соглашение с правительством России о строительстве в Ленинградской области завода по сборке "Форд Фокус" компания эта подписала лишь через два года.
Все это время представители американского автомобильного гиганта старались выбить для себя особые условия. Их не устраивало даже то, что власти Ленинградской области предоставляли заводу полное освобождение от налогов на прибыль и имущество в части, зачисляемой в бюджет территории.
Но руководство компании тянуло до тех пор, пока правительство России не приняло решение предоставить иностранным инвесторам в автопроме режим свободного таможенного склада.
Получив же право свободного таможенного склада (это значит, что комплектующие для собираемых во Всеволожске машин поступают на завод без обложения таможенными платежами), "Форд" получал вообще полную свободу. Практически компания почти не платила налогов в российскую казну. Как уверяли тогда руководители Ленинградской области, они готовы были идти на такие жертвы ради того, чтобы в депрессивном районе появились рабочие места, на которых люди получали бы солидную зарплату.
Кстати, для того, чтобы иметь право на режим свободного склада, компания, на самом деле, должна была в течение пяти лет планомерно увеличивать объемы приобретения комплектующих для своих машин у российских предприятий. Это тоже выдвигалось в качестве оправдания предоставляемых американским инвесторам беспрецедентных льгот. Однако, по оценкам ряда экспертов, до сих пор (хотя 2006 год - последний из отведенных пяти) доля российских деталей не превышает 25%. Похоже, условия инвестиционного договора так и не будут выполнены, хотя положенными по нему льготами компания регулярно пользовалась.
На заводе, который власти Ленинградской области постоянно приводили в качестве примера высоких заработков, вспыхнул трудовой конфликт. Как раз вокруг вопроса об этих самых заработках. Дело в том, что средняя заработная плата в 23 тыс. рублей, которую постоянно приводили в официальных сводках, достигалась на предприятии за счет высоких (порядка 200 тыс. рублей) заработков немногочисленного управленческого персонала. В том числе, иностранного.
Российские же рабочие получали около 15 тысяч. Если три года назад это была очень хорошая зарплата, то сейчас она оказалась уже меньше, чем на российских машиностроительных заводах Петербурга (до которого от Всеволожска 7 километров). Не говоря уже об аналогичных предприятиях "Форда" не то, что в Европе, а даже в странах третьего мира.
Профсоюз потребовал у администрации уравнять зарплату рабочих, принятых на завод в разное время, сохранить постоянные выходные. А главное, поднять на 30% зарплату, чтобы она соответствовала нынешней интенсивности труда..
|