Духовная распутица, растерянность и апатия эпохи "демократических перемен" постепенно уходят в прошлое. Чтобы определить свою позицию в новых реальностях, миллионы людей на основе горького опыта переосмысливают прожитые годы, соотносят "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой" с событиями, участниками которых были они сами. Повсеместно, прежде всего среди молодёжи, наблюдается возрождение интереса к истории. Задача органов власти в центре и на местах, представителей деловых кругов всемерно способствовать этому процессу, помогать сохранению исторических и культурных памятников, то есть дать людям достойную информационную базу для самостоятельного осмысления того, что было, есть и будет.
Следует отметить, что наш город в этом проявил инициативу и вновь подал хороший пример для всей страны. С одной стороны, пресечены многолетние хищения культурных ценностей в Эрмитаже, с другой — открыт после реконструкции "Историко-культурный музейный комплекс в Разливе" (музей В.И.Ленина "Шалаш"). Приведено в порядок здание мемориала, почти полностью обновлена экспозиция музея, организовано транспортное обслуживание отдыхающих и туристических групп. Вход, как и в советское время, — бесплатный.
Все работы профинансированы ОАО "Третий парк" и осуществлены при непосредственном участии его руководителя В.С.Диковского. Вручая ключи от музейного комплекса его директору, он сказал, что не искал здесь дивидендов, а стремился возродить кусочек истории России для наших детей и внуков. Намерения спонсоров активно поддержали администрация Курортного района во главе с В.К.Борисовым и Правительство Санкт-Петербурга во главе с В.И.Матвиенко.
Торжественное открытие Историко-культурного музейного комплекса в Разливе было хорошо организовано и привлекло большое внимание общественности. Присутствовало более 200 музейных работников, журналистов телевидения, радио, газет. Будем надеяться, что комплекс станет опять одним из самых посещаемых музеев в нашем городе.
Не умаляя большого значения факта возрождения мемориала В.И.Ленина в Разливе для настоящего и будущего России, необходимо сказать и об ошибках в содержании экспозиции и печатных материалах, поясняющих её.
Например, цитата из демократической газеты "Живое слово" так представляет уход Ленина в подполье (в Разлив): "дачники говорят, впереди шёл грузовик с солдатами и пулемётом, затем роскошный легковой автомобиль с двумя пассажирами… один из них похож на Ленина". И после этого ищейки Временного правительства сбились с ног, разыскивая Ленина?
В изложении авторов буклета в речи с броневика Ленин говорил о "переходе власти в стране в руки "диктатуры пролетариата" (по К.Марксу)". А ведь диктатура пролетариата — это научное понятие, рук не имеющее, в отличие от рабочего класса, который действительно берёт власть в свои руки и организует её в форме диктатуры пролетариата.
А чего стоит утверждение: "вместе с кулаками уничтожен класс крестьянства". Кулаки — это сельская буржуазия, вступившая в открытую борьбу с Советской властью, и они были уничтожены как экономический класс, что совсем не означало, что они были все перебиты поголовно. Тем более, что крестьянство как класс буржуазного общества экономически было уничтожено ещё капитализмом.
Требует уточнения ещё одна формулировка: "культурная революция, ликвидировавшая неграмотность". А ведь её значение было гораздо шире. Ликбез был только первым шагом. Она создала многомиллионный слой советской интеллигенции, которая действительно превратила Советский Союз в "гигантскую промышленную страну" (как признаётся в буклете), которая сейчас очухивается от "демократического" дурмана и скоро вновь выведет Россию в мировые лидеры.
Существенно, что уже более половины граждан нашей страны положительно оценивают деятельность В.И.Ленина, и они не позволят пачкать его светлое имя. Им нужна Правда!
В заключение ещё раз следует подчеркнуть: восстановление ленинского мемориала в Разливе — значительный вклад в духовное возрождение России. Он будет ещё больше, если мы отбросим наивные заблуждения, что в отображении крупнейших исторических деятелей могут быть нейтральные экспозиции, деидеологизированные выставки, внеполитические структуры и прочие нелепицы.
Б.Л.ФЕТИСОВ,
заслуженный работник культуры РСФСР