А.В.Золотов,
доктор экономических наук,
профессор ННГУ им. Лобачевского

И.В.Сталин  как  выдающийся  организатор
управленческой  активности  рабочего  класса

Иосиф Виссарионович Сталин был выдающимся организатором борьбы рабочего класса за коренные классовые интересы.

Его организаторские качества проявились уже в молодые годы, когда он стал руководителем стачечной борьбы бакинских рабочих в 1904 году. По ее результатам был заключен первый в России коллективный договор, включавший такую прогрессивную по тем временам норму, как установление 9-часового рабочего дня.

В 1920 году Сталин, по рекомендации В.И. Ленина, был назначен народным комиссаром Рабоче-Крестьянской инспекции РСФСР. Рабкрин становился массовой организацией, привлекающей рядовых рабочих и крестьян к контролю за исполнением государственных решений.

Сталину как генеральному секретарю ВКП (б) принадлежала ключевая роль в создании условий для развития управленческой инициативы рабочего класса на всех поприщах: в партии, советском государстве, профсоюзах.

На фоне того, что происходит в нынешней России, особенно показательна позиция Сталина в отношении сокращения рабочего дня: именно он санкционировал переход к 7-часовому рабочему дню в советской промышленности в годы выполнения первого пятилетнего плана. Этот шаг партия справедливо рассматривала в качестве предпосылки для дальнейшего развития управленческой инициативы рабочих масс.

Именно при таких условиях возникли самые развитые формы повседневного участия рабочих в управлении государством: шефство заводов над госучреждениями и социалистическое совместительство.

Шефство означало, что профсоюзы организуют группы рабочих, которые регулярно (4–5 раз в месяц) с отрывом от производства и с сохранением заработной платы направлялись в государственные учреждения для контроля за их работой в целях повышения ее эффективности. Через несколько месяцев состав шефских бригад обновлялся. Уже к 1932 г. по неполным данным в шефство были вовлечены 1500 предприятий с активом свыше 40 тыс. человек.

Вот лишь некоторые примеры результативности данной формы рабочего контроля. После проверки группой рабочих из 30 человек работы аппарата одного из трестов «…бумаги, ранее проходившие от начальной до последней инстанции от 2 до 5 дней стали проходить всего 14–15 минут»i. Еще один пример такого рода: «Шефбригада товарища Анисимова проверяла выполнение постановлений коллегии Наркомтяжпрома от 8/II т.г. об использовании законченных научно-исследовательских работ. Бригада установила, что из 480 законченных научно-исследовательскими институтами НКТП работ ни одна не была реализована. Работы давались на просмотр в Главки, а не заинтересованным предприятиям. В Главках отсутствовали планы использования этих работ. Бригада добилась того, чтобы эти работы направлялись предприятиям. В результате было спущено заинтересованным предприятиям около 800 работ»ii.

Благодаря шефству заводов удавалось сокращать излишние управленческие штаты, то есть решать задачу, не разрешимую силами самого аппарата. Так, в «Мосфинотделе, например, работало 700 человек служащих, при помощи рабочих бригад этот штат без вреда для дела удалось сократить на 50%, что экономит около 400 000 руб. в год»iii. Хотя участие рабочих в шефской работе непосредственно сокращало фонд рабочего времени, которым располагали предприятия, однако позитивное влияние на управленческий аппарат способствовало выполнению плановых заданий. Правомерна следующая позиция: «Правильная постановка шефской работы не помешает своевременному осуществлению промфинплана, а, наоборот, облегчит осуществление последнего, ибо всякий знает, что работа предприятий неразрывно связана с работой учреждений»iv.

Шефство заводов над госаппаратом, закономерно возникшее в период развертывания массового соревнования за планомерное подчинение производства интересам развития каждого, само приобретало форму соревнования. Так, между московским заводом № 24 им. Фрунзе и подшефным ему Мосфинотделом был заключен договор, предусматривающий обязательства сторон не только по организации шефства, но и по улучшению показателей своей работы.

Одной из форм участия профсоюзов в подборе кадров хозяйственного аппарата стало выдвижение подготовленных рабочих на управленческие должности. Ее активное использование также связано с подъемом соревнования. М. Яковлева отмечала: «1929/30 год для Москвы явился переломным годом в деле массового выдвижения пролетариев на руководящие и ответственные посты… Так, 14 московскими профсоюзами за 1929/30 г. выдвинуто 7087 человек. Из этого числа выдвинуто на работу внутри предприятий 1126 человек, вне предприятий – 5952 человека. Из числа рабочих, выдвинутых на работу вне предприятий, направлено в учреждения союзного масштаба 411 человек. 4822 выдвиженца работают в окружных и районных организациях»v.

Очевидно, что развитию выдвижения способствовало шефство заводов, в связи с чем указывалось: «Наибольший процент выдвиженцев мы имеем там, где проводится шефство рабочих над учреждениями. Так, в Наркомфине СССР в составе сотрудников мы имеем 7,3% выдвиженцев, в Наркомторге СССР – 6,6%, в Продуктообработке – 8%»vi.

При оценке практики выдвижения обычно делался упор на то, что речь идет об укреплении управленческого аппарата рабочими. Несомненно, приход людей из обобществленного производства менял в интересах рабочего класса работу учреждений, основной штат которых состоял из бывших чиновников, конторских работников и их детей. Но этот непосредственный результат не отменял существенного изменения социально-экономического положения бывших рабочих, что со временем влекло их податливость бюрократическим тенденциям.

Куда более перспективной с точки зрения рабочего, профсоюзного влияния на управленческий аппарат стала практика социалистического совместительства — совмещения рабочими их основной производственной деятельности с выполнением ответственных управленческих функций. Рабочие, не переставая быть рабочими, глубоко осваивали дело управления, что позволяло последовательнее проводить в управлении интересы свободного развития каждого, вело к отрицанию социально-экономического разделения людей на управляющих и исполнителей. Справедливо отмечалось: «Особого внимания заслуживает развертывание работы в области соцсовместительства. По неполным данным, соцсовместителей насчитывается около 5 тыс. человек. Соцсовместители работают в качестве помдиректоров, зам. завотделов и секторов, инспекторов, ответисполнителей в судебных органах, проводят рационализаторскую работу и др.»vii

Соревнование рабочих за планомерное подчинение производства интересам развития каждого обусловливало прогресс данных форм управленческой активности рабочего класса. Становилось очевидным, что при развертывании соцсоревнования и усилении руководства профсоюзов шефское движение и соцсовместительство выявят новые неисчерпаемые источники энергии и инициативы, которые рабочий класс обратит на улучшение госаппарата, тем более, что к 1934 г. почти все промышленные предприятия были переведены на 7-часовой рабочий день.

В соответствии с тем, что органы управления экономикой образуют единую систему, организованный профсоюзами контроль рабочего класса за работой государственного аппарата по своей сущности является всеохватывающим. Вот почему вполне обоснованной стала следующая цель: «Выдвигаем в качестве практической задачи – задачу 100-процентного охвата всех госучреждений рабочим шефством и соцсовместительством»viii.

Рабочий профсоюзный контроль за деятельностью органов управления, способствуя реализации общественных интересов, получает поддержку со стороны специалистов и управленцев, движимых этими интересами. Помогая рабочим, специалисты управления создают благоприятные условия для повышения эффективности собственной работы вопреки проявлению бюрократических тенденций. Правомерно отмечалось: «…Рабочие шефские бригады добились заметных результатов. Правда, нужно иметь в виду, что рабочие бригады достигли этих результатов не без помощи людей интеллигентского труда, не без помощи всякого рода специалистов. Так, например, работы бригады в НКФ СССР производились при активном участии красной профессуры и общественности самого НКФ. В значительной степени именно благодаря этой помощи рабочие сумели изучить все участки деятельности учреждения и работу каждого отдельного сотрудника»ix.

Таким образом, в процессе соревнования за планомерное подчинение общественного производства своим коренным интересам, рабочий класс добивался осуществления управленческим аппаратом требований этих интересов вопреки бюрократическим тенденциям, обусловленным выделением в структуре общества управленцев как особого социального слоя.

Все выдающиеся достижения рабочего класса на поприще государственного управления связаны с деятельностью И.В. Сталина как организатора массовой управленческой инициативы советских рабочих.

При развертывании шефства заводов над госаппаратом в 1930 г. отмечалось: «Как показывает практика шефской работы, рабочие нередко встречают огромное сопротивление со стороны чуждой нам части служащих советских учреждений»x. Следует отметить, что во второй половине 1930-х годов это сопротивление усилилось настолько, что к 1 января 1937 г. оставалось всего 140 шефствующих предприятий (вместо 1500 в 1932 г.). Вскоре шефство было полностью прекращено, как и соцсовместительство. В последующие годы в СССР эти формы не были восстановлены.

Отмеченный исторический зигзаг не отменяет того факта, что И.В. Сталин вошел в историю рабочего движения как выдающийся организатор управленческой активности рабочего класса.

i Сорин Е. Рабочие и госаппарат. К вопросу о шефстве рабочих над госаппаратом/Под ред. Я. Бермана. М., 1930. С. 29.

ii Рабочее шефство и соцсовместительство – на высшую ступень // Материалы I Всесоюзного слета рабочих шефбригад и соцсовместителей, работающих в госучреждениях, объединяемых профсоюзом работников госучреждений Союза ССР/Под общей ред. С. Котляр и М. Каганович. М., 1934. С. 42

iii Сорин Е. Указ. соч. С. 33.

iv Сорин Е. Указ. соч. С. 45.

v Яковлева М. Выдвижение и орабочение госаппарата Московской области (по материалам обследования бригад МК ВКП (б)). М.: Московский рабочий, 1930. С. 10.

vi Там же.

vii Материалы к отчету ВЦСПС IX съезду профсоюзов. М.: Профиздат, 1932. С. 137.

viii Рабочее шефство и соцсовместительство – на высшую ступень // Материалы I Всесоюзного слета рабочих шефбригад и соцсовместителей, работающих в госучреждениях, объединяемых профсоюзом работников госучреждений. С.7

ix Сорин Е. Указ. соч. С. 35.

x Сорин Е. Указ. соч. С. 44.


НАЗАД
Рейтинг@Mail.ru