На прошлой неделе докеры Петербургского морского порта приостановили забастовку, одобрив соглашение по выходу из конфликта с работодателем. Почему именно в порту чаще всего случаются забастовки и почему именно там они заканчиваются обычно победой рабочих над начальниками?
Из телефонного справочника "Весь Петербург" можно узнать, что в городе действует около сотни профсоюзов и их объединений. Однако об их существовании не всегда знают даже работники отраслей, указанных в названиях профсоюзов. Профсоюз докеров петербургского порта более 10 лет регулярно оказывается в центре общего внимания, хотя его номеров в телефонном справочнике нет (впрочем, сейчас их знать и не обязательно — телефоны в профкоме докеров уже больше месяца как отключены).
В профсоюз докеров входит более полутора тысяч человек из 2500 — 2700 работников, занятых на погрузо-разгрузочных работах в трех стивидорных компаниях холдинга "Морской порт Санкт-Петербург". Нынешняя забастовка началась этим летом из-за определения норм выработки, размеров и системы оплаты труда. Раньше право влиять на все это было записано в коллективном договоре, но 30 июля 2005 года договор закончил свое действие. Новое руководство порта (в 2004 году собственником 50,01% акций стал Новолипецкий металлургический комбинат) играть по старым правилам с докерами не захотело.
Впрочем, есть и другие причины нарастания забастовочного конфликта. Административные: внутренние противоречия между холдингом и работающими в порту стивидорными компаниями (это подтверждает хотя бы то, что помещения, предоставленные профсоюзу прежней администрацией ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", нынешнее руководство порта потребовало освободить, а у первичных организаций профсоюза в стивидорных компаниях помещений никто не отбирает). Финансовые: грузооборот в 2004 году снизился на 8%, выручка на 36%. В этой ситуации идти на поблажки докерам руководство порта не хотело. Биржевые: забастовка удешевляла пакет акций ОАО "МП СПб", принадлежащий Петербургу (28,8%). Возможно, именно ради удешевления стоимости акций порта и раскручивался конфликт с докерами.
Вообще, коллективные трудовые споры в Петербурге явление редкое и штучное. В городе действуют две примирительные структуры: Северо-Западное управление по урегулированию коллективных трудовых споров и Центр примирительных процедур по трудовым спорам. В 2005 году ими зарегистрировано лишь 7 коллективных трудовых споров. Ни в одном из конфликтов дело не дошло до забастовки. Валерий Котлобаев, который совмещает должности руководителя обеих примирительных организаций, видит причину в том, что работники и их представители не чувствуют свою позицию достаточно сильной для такого шага.
Сейчас, по словам Котлобаева, многие предприниматели уверены, что им гораздо дешевле обойдется судебное разбирательство, чем забастовка и примирительные процедуры. Поэтому Валерий Котлобаев заявляет: "Конечно, действия руководителей профсоюза докеров не укладываются в логику примирения. Но докеры делают благое дело, потому что показывают, что работодатель должен считаться с работником".
Руководство порта не собиралось сдаваться под напором бастующих и использовало разнообразные методы давления на забастовщиков: 1) технические: отключение телефонов, затягивание переговоров, 2) пропагандистские: попытки расколоть бастующих и дискредитировать лидеров профсоюза, делая заявления о большом ущербе от забастовки (впрочем, учитывая неполную загрузку мощностей порта, достоверно определить ущерб от забастовки невозможно. Кстати, Петр Паринов, руководитель морской администрации порта Санкт-Петербург, говорит: "Не знаю, как по объемам погруженного или выгруженного груза, но на количество судозаходов забастовка докеров не влияет"), 3) лишение заработка: передача грузов, которые могли бы обработать забастовщики, штрейкбрехерам. В ходе забастовки докеры теряли от 1,5 до 7,5 тысячи рублей от месячной заработной платы (впрочем, зарплаты у них больше).
Однако докеры проявили упорство и победили (по крайней мере, нынешний компромисс выглядит как их победа). Заместитель полпреда Евгений Макаров, долгое время руководивший Ленинградской федерацией профсоюзов, объясняет победу докеров так: "Общественный резонанс выступления докеров вызывают лишь потому, что докеры, как и ряд других профессиональных групп, сидят на кнопке. В их случае кнопкой является транспорт. Как только на транспорте возникают какие-то проблемы, все сразу это замечают".
Действительно, агрессивные профсоюзы чаще встречаются на предприятиях, связанных с системами жизнеобеспечения, — например, в ГУП "ТЭК СПб" или ГУП "Водоканал". Эксперты говорят, что предпосылки забастовочной активности есть там, где кроме возможности воздействовать на "болевые точки" имеется наличие большого числа работников, сконцентрированных в одном месте, и финансовая обеспеченность рабочих, позволяющая перетерпеть потерю заработка во время конфликта. Все это у докеров было.
В итоге теперь стороны договорились о перемирии. Администрация порта подписала с забастовочным комитетом соглашение о порядке выхода из трудового конфликта. Докерам удалось сохранить влияние профсоюза на решения администрации по принципиальным для них вопросам (хотя формулировки стороны нашли компромиссные). Коллективный договор должен быть подписан до конца сентября. В него собираются внести положение, запрещающее в будущем принимать договоры, ухудшающие положение работников.
Несогласованные вопросы тоже остались: это порядок поддержания уровня заработной платы, положение о премировании и гарантии условий для работы профсоюза.
Поэтому забастовку докеры не прекратили, а только приостановили. Это сделано, чтобы сохранить рычаг воздействия на работодателя. Находясь в состоянии приостановленной забастовки, докеры могут возобновить ее в течение трех дней, избегая сложной процедуры объявления новой забастовки.
Илья ДЕСЯТЕРИК
(ГОРОД Петербургский журнал №33 26.09-2.10 2005)