В прошлом году Правительство потерпело поражение, не сумев отменить льготы ветеранам труда. Подвергаемые жесткой критике избирателей, парламентарии в преддверии выборов не рискнули поднять плату за ЖКХ для пенсионеров вдвое.
Теперь выборы закончились, и наступила пора реванша. Осколок былого могущества правых сил П. Крашенинников, сообщивший, что просто должен вступить в правящую партию, чтобы влиять на жизнь в стране, став председателем Комитета по законодательству выковал проект нового Жилищного Кодекса. Избиратели рабочего города Магнитогорска, давшие ему путевку в Думу, вскоре, похоже, оценят, какую услугу они оказали самим себе и стране, поскольку проект Жилищного Кодекса, разработанный П. Крашенинниковым, судя по всему, станет официальным проектом партии «Единая Россия».
Отменяется право дальнейшей приватизации жилья. Льготные очереди на получение жилья в проекте Жилищного Кодекса не упоминаются вообще. И, более того, жилье, которое предназначено для нуждающихся, уже не может перейти к ним в собственность. В соответствии со ст. 3 проекта государство предоставляет жилье лишь по договорам найма.
Причем, по ст. 53, человек вправе получить жилье только в трех случаях:
если он обеспечен жильем менее норматива, предусмотренного местной властью;
если он проживает в помещении, не отвечающем санитарным и иным требованиям;
если в одной квартире проживает несколько семей, и в одной из них есть тяжело больной человек (скажем, туберкулез, псориаз и проч.).
Причем те, у кого ухудшились жилищные условия, скажем, в результате раздела квартиры или получения маленькой квартиры после сноса своего дома, вправе встать на очередь лишь через пять лет после такого события (ст. 56).
Однако все эти люди получают жилье не бесплатно. А «за доступную плату» (ст. 52). Бесплатно жилье предоставляется только «малоимущим». Определять, кто такие малоимущие, федеральная власть щедро доверяет местной. Но понятно, что львиная доля очередников просто лишится права на получение квартиры. Остальным предложат за жилье заплатить, хотя при этом жилье в их собственность не переходит.
Вне очереди опять же жилье могут получить только «малоимущие». Слово это мы берем в кавычки, поскольку не знаем, что под ним имеется в виду. Вне очереди жилье предоставляется только в следующих условиях:
«малоимущие» не являются собственниками жилья, то есть живут в неприватизированных квартирах;
их дома признаны аварийными, пострадали в результате стихии, или другой чрезвычайной ситуации, и ремонту не подлежат (ст. 59).
Человек, все-таки прошедший сквозь все рогатки и получивший в найм квартиру, а также человек, не рискнувший квартиру приватизировать, сумеет оценить государственную заботу о нем на следующем примере: «наймодатель может запретить вселение граждан в качестве постоянно проживающих совместно с нанимателем при несоблюдении условий о норме площади жилого помещения» (ст. 74). Проще говоря, домовладелец, а в муниципальном фонде чиновник, вправе запретить вам, жители неприватизированных квартир, вселять к себе родителей, супругов и даже детей. Более того, дальше в этой статье речь говорится, что «при отказе освободить жилое помещение», ваших родственников, не говоря уже о других вселенных вами гражданах, можно выселить без предоставления другого жилого помещения.
Что до маневренного фонда (ст. 111), то он предназначен исключительно для тех, кто:
потерял жилье, не сумев выплатить долги банку по ипотеке;
ждет завершения капитального ремонта дома;
утратил жилье, поскольку оно стало непригодным для проживания из-за чрезвычайных обстоятельств.
Список исчерпывающий. То есть, если человек беженец, лишился жилья по вине мошенников, ушел из дома из-за семейного насилия, был выселен наймодателем и т.п. государство Российское собирается запретить дать ему шесть квадратов в общежитии и разрешить выкинуть на улицу.
В соответствии со ст. 10 проекта допускается использование жилых помещений для осуществления предпринимательской деятельности, «если это не нарушает права и законные интересы других граждан». Поскольку «законные интересы» никак не расшифрованы, и понять, что это такое, нельзя, такая запись представлять прекрасное основание для чиновников снимать «административную ренту». Что же касается до перевода помещений в нежилые, то здесь согласие жильцов не требуется в принципе (ст. 23). Причем помещение может быть и на втором, и на третьем этаже. Если в дом вселился новый русский, купив сразу несколько квартир, и желает снести перегородки между ними, это тоже разрешено (ст. 48). Причем без всяких ссылок на строительную экспертизу.
Оснований потерять жилье по новому Жилищному Кодексу будет, как говорится, выше крыши. Так, по ст. 34 в случае прекращения семейных отношений (развод и т.п.) право пользования остается только за собственником квартиры. Остальных членов семьи он спокойно может выставить на улицу. Суду предоставляется право оттянуть этот момент не более чем на год. При этом автор проекта предлагает гражданам заключать друг с другом «соглашения». То есть договора между детьми и родителями, женами и мужьями о том, что в случае возникновения между ними ненависти они не будут выселять друг друга на улицу. Вы способны представить себе такой договор с собственной женой или мужем? Интересно, сколько депутатов фракции «Единая Россия» заключили такие договора.
Еще интереснее написан раздел об изъятии земельных участков «под государственные и муниципальные нужды». Происходит это изъятие так. Допустим, Вы живете в доме в центре города, и земля под этим центром города стала очень интересна какому-то местному олигарху. Скажем, для строительства «торгового центра». Согласно действующему законодательству вас могут отселить, при этом предоставив благоустроенную квартиру не меньшей площади в многоэтажном доме. Правда, в любой части города. В ст. 35 предлагается совсем иное: местная власть вправе ваш дом снести, а вам никакую квартиру не давать, предоставив «выкупную цену». «Выкупная цена» определяется, исходя из рыночной стоимости сносимого жилья и туманных выплат «упущенной выгоды», а также «убытков, понесенных в связи с изменением места жительства». Никакой квартиры взамен дано не будет.
Хуже обстоит дело, если дом, в котором вы владеете квартирой, ветхий. В той же ст. 35 проекта написано дословно следующее: «признание многоквартирного дома аварийным является основанием для предъявления требования к собственникам квартир указанного дома о его сносе в разумный срок». То есть, вам предложат еще и снести за свой счет здание, в котором вы живете. Если вы этого не сделаете сами, дом снесет власть, взамен выдав «выкупную цену» исходя из «рыночной стоимости» вашего аварийного дома. Как вы считаете, такой дом на рынке вообще чего-нибудь будет стоить?
Правда, если ваша квартира в аварийном доме не приватизирована, власть становится более щедрой. И обещает другое «благоустроенное жилое помещение». Но именно помещение, а вовсе не квартиру (ст. 90). То есть, например, комнату в общежитии семейного типа. Исходя из площади шесть квадратных метров на человека (ст. 106). Представляете, целых шесть! Сумасшедшая площадь. Логичнее было предположить, что «Единая Россия» предложит установить норму в два квадрата. На ближайшем кладбище. Так было бы проще и практичнее. Впрочем, проект еще дорабатывается.
Кстати, «благоустройство» понимается П. Крашенинниковым и его коллегами весьма своеобразно. Дословно фраза звучит так: «помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта». Получается так, что в каждом городе и поселке могут быть свои понятия о благоустройстве. В деревне, скажем, под благоустроенное жилье можно подвести землянку, освещенную пятидесятиваттной лампочкой.
Насколько «могуче» составлен проект Кодекса, видно из следующей фразы: «если наниматель и члены его семьи занимали отдельную квартиру или более одной комнаты, наниматель вправе требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат». Вправе требовать! Ну и ну. Такое вот теперь у нас в стране представление о правах граждан.
Разумеется, предполагается и выселение из неприватизированных квартир. Оно осуществляется в случаях:
шестимесячной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг (сейчас только при долгах за жилье);
систематическом нарушении прав соседей, а также разрушении или порчи жилого помещения.
Должников по ЖКХ намечено переселить в общежития (ст. 94), а разрушителей и дебоширов на улицу (ст. 95).
Жильцам общежитий также не повезет. Их могут выселить за долги по ЖКХ, видимо, в еще худшие общежития. А еще их могут выселить в случае прекращения трудовых отношений с организацией собственником общежития. Увольнение по сокращению штатов, банкротство предприятия, долги по зарплате, ничтожные оклады в 600 рублей аргументом сохранить крышу над головой уже не является. Более того, если общежитие продается новому собственнику или переходит к муниципалитету, всех жильцов выселяют «без предоставления другого жилого помещения» (ст. 100, 107). Исключение предоставляется только для семей военнослужащих, пенсионеров и инвалидов, получивших увечья на данном предприятии (ст. 102).
Видимо, автор устал искать поводы лишить людей жилья. Автор решил передохнуть и придумать что-нибудь новое в каком-нибудь другом законе. Поэтому список оснований оказаться на улице, приведенный нами выше, не является исчерпывающим. Согласно ст. 2 выселение возможно еще и «по основаниям, предусмотренным другими федеральными законами», а в ст. 38 еще и «по договорам».
Меняется социальный норматив жилплощади. На одного человека он составит 15 м2 (ст. 61). То есть, резко вырастут т.н. «излишки» жилплощади. Напомним, что сейчас на одинокого человека социальный норматив составляет 33 кв. метра, на семью из двух человек 42 кв. м., на семью из трех и более человек по 18 кв. м. на каждого. Таким образом, «излишки» вырастут у всех, а особенно у одиноких людей. Ну и плата, за «излишки», конечно. И число выселенных людей, которые будут не в состоянии эти излишки оплатить.
Причем жильцы неприватизированных квартир не смогут даже провести перерасчет за неоказанные коммунальщиками услуги. Скажем, за неотремонтированную кровлю или отсутствие тепла зимой. Они вправе лишь «потребовать уменьшения платы» (ст. 70). Каждый человек в стране знает универсальный адрес, по которому его направят с этими «требованиями».
В плату за жилищные услуги вновь включен капитальный ремонт (ст. 159). Для неприватизированных квартир, наряду с платой за содержание дома, вводится еще и плата за найм. То есть, чистый доход собственника (ст. 18, 159).
Учитывая, что М. Зурабов предлагает отменить льготы по ЖКХ участникам войны, труженикам тыла, ветеранам вооруженных сил, ветеранам труда и инвалидам и уже написал на эту тему отдельный проект федерального закона, картина становится целостной и завершенной.
Если бы не опыт предыдущих пятнадцати лет рыночных реформ, продемонстрировавший недостаточную пока способность большинства граждан России к солидарности и защите своих прав, я бы написал, что власть готовит социальную революцию.
Олег ШЕИН,
Председатель Партии трудовой солидарности,
депутат Государственной Думы