Выступает представитель "Единой России" перед избирателями, и
говорит:
Мы, "Единая Россия", хотим, чтобы в стране жили богатые люди…
А что будет с бедными?
А бедные все умрут!
Этот год пройдет под знаком социальной реформы. Сменен весь социальный блок Правительства. Греф торжественно пообещал уменьшить число бедных вдвое за четыре года, а Путин раскритиковал его и велел сделать это за три. При этом реформа, о которой население с интересом узнает по телевидению, пошла, как водится, по многочисленным просьбам трудящихся. Всю ответственность за нее несут партия «Единая Россия», правительство Михаила Фрадкова и президент Владимир Путин. О чем же идет речь на самом деле?
Пенсии, здравоохранение, больничные листы и детские пособия финансируются из средств Единого Социального Налога (ЕСН).
ЕСН платит работодатель, и он представляет собой налог, размер которого зависит от размера зарплаты работников — 36% от фонда оплаты труда. То есть, если коллектив получает в месяц 1 млн. руб., то размер социального налога составит 360 тысяч.
Менять ЕСН предлагают, понятно, в сторону понижения до 26%. Под тем предлогом, что без снижения налогов невозможен разогрев экономики и удвоение ВВП. При этом правительственные чиновники утверждают, что снижение ЕСН не повлечет за собой сокращения социальных расходов. Дескать, освобожденные от налогов предприниматели сразу увеличат работникам зарплату, и за счет этого вырастет общая сумма социального налога.
Однако одновременно с принятием закона о снижении ЕСН правительство снижает и расходы социальных фондов.
Оказалось достаточным всего два года, чтобы зурабовская пенсионная система поплыла.
Напомним, что суть ее сводилась к введению пенсионных накоплений за счет проплаты текущих пенсий нынешним пенсионерам. Накопления граждан Пенсионный Фонд разместил в государственных ценных бумагах, выкупив солидную часть внешнего долга России. Теперь пенсионное будущее нынешних работников зависит от устойчивости российского бюджета.
Поскольку немалая часть средств Пенсионного Фонда уходила на расходы, имеющие мало общего с оплатой пенсий (строительство домов, социальная помощь и т.д.) частный бизнес России без особых проблем смог пробить резкое сокращение отчислений в Пенсионный Фонд — с нынешних 28% до 20%. То есть, Пенсионный Фонд теряет примерно треть своих доходов.
Первой реакцией Михаила Зурабова стало заявление о неизбежности повышения пенсионного возраста на восемь лет. Кремль в течение суток дал понять, что такие речи неуместны, и Михаил Юрьевич быстро изменил свою позицию. Теперь он рассказывает, насколько правильно решение о снижении пенсионных отчислений. Одновременно подготовлены два решения:
о ликвидации пенсионных накоплений людей родившихся с 1952 по 1967 год. Их отчисления на накопительную часть пенсии, откладывавшиеся вот уже два года, будут экспроприированы. Право на накопительную часть сохранят лишь те, кто родился позже 1967 года. Проще говоря, накопительные пенсии начнут выплачивать не ранее 2022 года.То есть никогда, поскольку к этому времени наше чудесное государство устроит еще пару-тройку эксов;
о выталкивании людей к более позднему сроку выхода на пенсию. Пенсионный возраст повышен не будет. Но размер пенсии поставят в зависимость от того, в каком возрасте человек воспользуется правом выхода на пенсию. Если в 55-60 лет — он получит копейки. Если в 65-70 — раза в полтора-два больше. По крайней мере, так пообещает государство. Что окажется на самом деле — еще неизвестно. В любом случае речь пойдет о "мягком" лишении пенсии работающих пенсионеров.
Здесь налог снижается тоже весьма основательно. С 3,6% до 2,8%. Но этим дело не заканчивается. Меняется и само распределение налога. Сейчас всего 0,2% уходит в федеральный фонд медицинского страхования, зато 3,4% остаются в территориях. Предлагается увеличить федеральную долю до 0,9%, зато срезать средства территорий до 1,9% — в полтора раза!
Причем система вводится следующая: Правительство устанавливает для регионов план по финансированию здравоохранения. Если регион с планом не справляется, то он ничего не получает ни из федерального бюджета, ни из федерального фонда медицинского страхования. То есть в депрессивных, бедных территориях финансирование здравоохранения будет сокращено в полтора- два раза.
При этом больницы и поликлиники будут финансироваться исключительно из числа пролеченных пациентов. Ни зарплата коллективов, ни оплата коммунальных платежей медицинскими организациями, ни приобретение оборудования учитываться не будут. Нет пациентов — нет и денег. Результатом следует ожидать массовое сокращение врачей и медсестер и ликвидацию лечебных учреждений.
Платежи в фонд соцстраха предполагается уменьшить с 4,0% до 3,2%. Результатом станет, как минимум, переход к оплате первых трех дней больничного не государством, а работодателем. Если работодатель — самодур, то больничные либо не будут оплачиваться вообще, либо будут оплачиваться только через суд.
С нового года правительство обещает повышение зарплаты бюджетникам на 50%. Но это будет последнее повышение заработной платы. Намечается "передать право" устанавливать размер зарплаты учителей и врачей регионам. Иначе говоря, от обязательств по дальнейшему росту зарплаты бюджетников правительство намерено уйти. Уже в следующем году, при успехе "реформ", требовать от федеральной власти повышения зарплаты будет просто нелепо. А спустя три-четыре года в Рязани, Новгороде, Астрахани и Самаре учитель за один и тот же труд будет получать разную зарплату. В зависимости от возможностей местного бюджета.
С 2005 года Правительство готово отменить льготы участников войны, ветеранов и инвалидов по проезду на общественном транспорте, оплате лекарств и телефонных услуг, сохранив только льготы по ЖКХ. Взамен намечено на 550-950 рублей увеличить пенсии. Понятно, что такое увеличение пенсий вряд ли возместит потерю льгот, а, кроме того, быстро будет съедено инфляцией. Кроме того, вчерашний малоимущий, имеющий льготы, станет "зажиточным" без льгот. То есть, его материальное положение не улучшится, зато возрастет статус. Закончится это тем, что он, скорее всего, потеряет право на скидки по коммунальным платежам и социальную помощь от государства.
Кстати, льготы по оплате коммунальных платежей власть намерена ликвидировать с 1 января 2006 года. Об этом недвусмысленно заявил новый вице-премьер Александр Жуков.
Осенью 2004 года намечено рассмотрение и нового Жилищного Кодекса. Рабочая версия Правительства выглядит примерно так — лишение людей права приватизации жилья, выселение неплательщиков, включая собственников жилья и членов жилищно-строительных кооперативов, заключение договоров найма неприватизированных квартир на срок не более пяти лет. То есть, по истечение пяти лет чиновник из мэрии может запросто предложить семье сменить место жительства. Наконец, вводится система "доходных домов". Квартплата в них никак не будет связана с качеством коммунальных услуг и вообще их наличием, а будет зависеть исключительно от желания домовладельца получить прибыль. Недовольные смогут поискать другое жилье. В доходные дома, например, намечено преобразовать все общежития.
Трудовой Кодекс, принятый всего два года назад, уже оказался слишком социальным для нашей власти. Сейчас в него предложены поправки. Они предусматривают, в частности, право хозяев заставлять работников трудиться без средств индивидуальной защиты, возможность начальства выдавать текущие премии без какого-либо равенства, и дальнейшее уничтожение прав профсоюзов.
Не случайно подобная антисоциальная реформа повлекла за собой и политические изменения. Новый закон о митингах, принятый «Единой Россией», прямо запрещает проведение пикетов и митингов у зданий правительства, Думы, администраций областей, мэрий и депутатских офисов. Более того, по требованию представителя власти могут быть запрещены и собрания граждан, если в них этот самый представитель власти усмотрел некое "нарушение порядка".
В стране начинается жесткая антисоциальная волна. По существу, власть решила поискать деньги не у олигархов, а в карманах населения.
Можно ли изменить ход событий?
Думаю, что да. История с законом о митингах показала, что общественное мнение еще влияет на политику в нашей стране. Путаные объяснения вождей «Единой России», оправдывавшихся, что их неверно поняли, и они исправят этот закон путем внесения поправок стали результатом взрыва общественного возмущения.
Главная задача сегодня — объединить различные общественные организации, просто активных людей, чтобы совместными усилиями защитить наши права на достойные зарплаты и пенсии, некоммерческое здравоохранение, льготы ветеранам труда и войны, доступное образование.
При фракции «Родина» создан Социальный Общественный Совет. В его состав вошли представители профсоюзов, ветеранских организаций, всероссийского общества инвалидов и других объединений. Я являюсь координатором этого Совета. Мы провели уже несколько собраний, подвергая экспертизе правительственные законопроекты и разрабатывая свои. В ближайшее время должно пройти совещание по организации общероссийской кампании за социальные права.
Просил бы всех, кто готов поучаствовать в этой общей работе, выходить на контакт.
Олег Шеин
Сопредседатель Объединения
рабочих профсоюзов «Защита труда»