АКТУАЛЬНОСТЬ
ЛЕНИНСКОГО  УЧЕНИЯ  О   СОВЕТАХ

В статье «Очередные задачи Советской власти» Владимир Ильич назвал Советскую власть «организационной формой диктатуры пролетариата» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.36, с.196). Выступая в 1919 году на VII экстренном съезде ВКП(б), Ленин отмечал: «Если бы народное творчество русской революции, прошедшее через великий опыт 1905 года, не создало Советов еще в феврале 1917 года, то ни в каком случае они не могли бы взять власть в октябре, так как успех зависел только от наличности уже готовых организационных форм движения, охватившего миллионы… в феврале 1917 года массы создали Советы, раньше даже, чем какая бы то ни было партия успела провозгласить этот лозунг. Само глубокое народное творчество, прошедшее через горький опыт 1905 года, умудренное им, — вот кто создал эту форму пролетарской власти. Задача победы над внутренним врагом была в высшей степени легкой задачей. Задача создания политической власти была в высшей степени легка, ибо массы дали нам скелет, основу этой власти. Республика Советов родилась сразу» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.36, с.6).

В работе «О задачах пролетариата в данной революции», известной также как «Апрельские тезисы», Ленин чётко заявил: «Не парламентарная республика, — возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.31, с.115).

Почему Ленин придавал такое значение Советам и в чем отличие их от буржуазных выборных органов власти?

Первые Советы 1905 года, из которых наиболее известен Иваново-Вознесенский общегородской Совет рабочих депутатов, возникли как Советы представителей органов забастовочной борьбы на предприятиях. Создание Совета было переломным моментом в развитии общегородской стачки — теперь переговоры велись не по принципу «каждый стачком — с каждым капиталистом», а по принципу «все со всеми».

Опора на стачкомы, которые в период забастовки контролируют работу предприятия и имеют в своем распоряжении рабочие дружины, поддерживающие порядок, предопределила потенциальную дееспособность Советов как органов государственной власти, сущность которой, как известно, — диктатура правящего класса. Без опоры непосредственно на предприятия, когда избирательными единицами являются завод, фабрика, диктатура пролетариата не может иметь устойчивого характера. Поэтому во Второй программе РКП(б) было записано, что «избирательной единицей и основной ячейкой государства становится не территориальный округ, а производственная единица (завод, фабрика)» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.38, с.426).

Конституция СССР 1936 года, вопреки действовавшей Программе ВКП(б), упразднила выборы по производственным предприятиям, что выглядит странным для И.В. Сталина, в целом весьма трепетно относившегося к ленинскому наследию. И хотя негативные последствия этого шага сказались не сразу в силу преобладания сельского населения, расселения рабочих вокруг своих заводов, роли партии как организатора выборов, но организационная форма диктатуры пролетариата оказалась утерянной. Про такие органы с прежним названием «Советы» уже нельзя было сказать словами В.И. Ленина: «Совет Рабочих Депутатов не рабочий парламент и не орган пролетарского самоуправления, вообще не орган самоуправления, а боевая организация для достижения определенных целей» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.12, с.129).

В дальнейшем Советы в СССР несмотря на свое название скатились до уровня буржуазного парламента. Призывы «Вся власть Советам» эпохи Горбачева не имели ничего общего с соответствующим лозунгом 1917 года и призывали к лишению остатков власти партии в пользу, по сути, буржуазного парламента. В качестве буржуазного парламента Верховный Совет и был расстрелян Ельциным из танков.

Каковы перспективы возрождения Советов в современной России?

Они неразрывно связаны с перспективами рабочего движения. Другого пути, кроме как объединения бастующих или готовых к забастовке рабочих на уровне города или области, а затем — и страны здесь нет. Например, в 2005 году Петербург потрясла мощная, длящаяся не один месяц, забастовка докеров. Если бы аналогичные забастовки произошли в то же время ещё хотя бы на двух предприятиях, представители стачкомов могли бы создать городской Совет, выдвинуть единые требования к работодателям и пригласить присоединяться к такому Совету другие предприятия города, а потом и области.

Благоприятная ситуация для создания Советов сложилась сейчас в Новороссии, где сломана старая государственная машина, рабочие в значительной части вооружены, идеи власти трудового народа, возрождения СССР пользуются большой популярностью среди населения.

Фондом Рабочей Академии были разработаны проект Конституции Новороссии и проект Закона о выборах Новороссии, за основу которых были взяты опубликованные в газете «Народная правда» проект Конституции РСФСР Ю.М. Слободкина и проект Закона о порядке выборов и отзыва депутатов в РСФСР, подготовленный Н.Н. Сарваровым.

В предлагаемых проектах прописана характерная для советского устройства государства двухступенчататая система выборов рабочих депутатов: представители производственных предприятий образуют Областной Совет, который, в свою очередь, делегирует своих членов на Съезд Советов Новороссии. Съезд определяет состав Правительства. В перерывах между Съездами и сессиями Областных Советов управление осуществляется соответствующими Исполнительными комитетами.

Данные проекты, несомненно, могут быть улучшены, но, к сожалению, ко многим считающим себя левыми в России может быть отнесено ленинское высказывание, произнесенное на VIII съезде РКП(б): «кроме закона, есть еще культурный уровень, который никакому закону не подчинишь» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.38, с.170). Непонимание сущности Советов как организационной формы диктатуры пролетариата, а не парламента под новым названием, уходит на десятилетия в прошлое.

Но в условиях обострения классовой борьбы люди учатся быстро и, несомненно, рабочий класс России вспомнит о своём «политическом ноу-хау» более чем вековой давности — Советах.

И. Герасимов

НАЗАД
Рейтинг@Mail.ru