А.Л. Володченко,
автор Программы
создания единого гарантированного рынка сбыта продуктов питания

КАК  НАКОРМИТЬ  НАРОД  РОССИИ
НЕДОРОГИМИ  И  КАЧЕСТВЕННЫМИ  ПРОДУКТАМИ

Покупательная способность доходов россиян в 2022 году упала по 18 из 24 базовых продовольственных товаров, отчитался Росстат в июльском докладе «О социально-экономическом положении» страны. Хотя реальные располагаемые доходы населения, по оценке ведомства, упали лишь на 0,8% — меньше, чем во время кризиса пандемии, — в пересчете на физический объем продуктов, которые может купить средняя семья, люди стремительно обеднели до уровней, которых статистика не видела больше 10 лет.

Потребительский спрос пока не восстанавливается, констатирует Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. Розничные продажи обвалились на 9,6% в июне после 9,8% в мае. И это несмотря на то, что падение импорта замедлилось, указывает Орлова: с 50% в апреле до 30% в июне, по оценке Альфа-банка.

Ситуацию можно кардинально исправить за счет создания гарантированного рынка сбыта продуктов питания. При этом доступ на этот рынок при условии соблюдения Единого Стандарта (аналог советского ГОСТа) будут иметь все — от фермера до агрохолдинга. От самого мелкого фермера до крупного агрохолдинга. От миницеха до комбината по производству продуктов питания. Все они будут работать по единой, утвержденной рецептуре. По единой технологии, по единым стандартам.

Основные продажи продуктов питания сейчас в нашей стране, да и в других странах происходят в торговых сетях различных форматов.

Покупатель в одном месте (экономит время) приобретает массу продуктов по приемлемой цене. У большинства людей, работающих с утра и до вечера, как и у вас, нет времени бегать по ярмаркам, оптовкам и т д. Семья, дети, уроки детей. Из чего складывается цена для покупателя торговой сети? Очевидный ответ: из цены производителя и торговой наценки.

А на самом деле?

Разве большой секрет, что торговые сети требуют от производителя «плату за вход» и ретро-бонусы?

А откаты, которые требуют с производителей работники торговых сетей?

А премии, которые платят мерчанда?йзерам поставщики?

Все это приводит к повышению розничной цены!

А на сколько повышают розничную наценку акции и розыгрыши призов, которые должны привлекать покупателей?

А сколько стоит реклама в СМИ, особенно на федеральных каналах?

На какую сумму происходит списания товаров по причине истечения сроков годности?

И за все это платит покупатель! Вернее, переплачивает!

Создание же федеральной торговой сети в формате жесткого дискаунтера на условиях государственно-частного партнёрства, позволит ввести государственное управление ценами на продукты питания.

Вот мнение экономиста: «Государственное регулирование цен, но не директивным методом, а с помощью рыночных механизмов, путём повышения конкуренции и демпинга.

Создание торговой сети в формате жесткого дискаунтера, работающего с производителями напрямую и за счёт этого (и максимального снижения операционных расходов) значительно снижающего розничные цены. И вынуждающего остальных ритейлеров поступать аналогично, снижая норму прибыли».

В нашей стране уже есть сети, которые используют некоторые принципы формата «жесткий дискаунтер». Но за счет чего происходит снижение цены в этих сетях?

Вот что пишут о «сети магазинов низких цен» «Светофор»: «лидер формата — поставщик, который желает работать с сетью, должен продать товар на 20–30% дешевле, чем другим сетям. Для известных брендов эта разница должна быть не менее 50%. «Этого можно достичь за счёт экономии на упаковке — нам не нужны яркие и броские "обёртки"» https://vc.ru/trade/236537-magaziny-sklady-s-deshevymi-produktami-chto-izvestno-o-tainstvennoy-seti-svetofor-s-vyruchkoy-pochti-200-mlrd-rubley.

Яркие и броские "обёртки" составляют 30% цены товары? Это они серьезно? А может быть дело в другом? В замене натуральных ингредиентов, ухудшении качества и т.д.?

Ведь не секрет что качество продуктов в сетях, позиционирующее себя как магазины с минимальной наценкой очень низкое. В том же «Магните» качество продуктов тех же производителей гораздо выше! Получается то, что высокие цены и низкие доходы населения вынуждают производителей ухудшать качество выпускаемой продукции за счет замены натуральных ингредиентов. При производстве твердых сортов сыра необходимо, примерно 10 л молока. А при замене молочного жира на растительный (пальмовое масло) молока требуется гораздо меньше. А это удар по производителям молока. Такая же ситуация и в мясной и хлебобулочной промышленности, и других отраслях.

Получается, что низкая наценка и грамотная господдержка производителей позволит увеличить производство натуральных ингредиентов для продуктов питания.

И сразу же вопрос — сколько сейчас стоят закрытыми и не работают производств продуктов питания, которые не смогли решить вопрос со сбытом своей продукции? А сколько работают в полсилы? В четверть? Сколько нуждаются в модернизации? А ведь модернизация этих предприятий даст толчок для развития пищевого машиностроения.

Создание одного нового рабочего места приводит к созданию нескольких новых рабочих мест в смежных отраслях.

Также высокие цены и низкая покупательская способность населения не позволят развивать отрасль глубокой переработки сельхозпродукции. А о развитии этой отрасли неоднократно говорил В.В. Путин. Невозможно развивать отрасль если отсутствует сбыт готовой продукции.

При создании торговых точек сети можно (и нужно) будет предусматривать место для ярмарок (рынков), которые предлагает Минпромторг РФ. Также необходимо запланировать место для небольших магазинов (лавок), в которых будет реализовываться фермерская продукция - скоропортящаяся и эксклюзивная. Товары в этих магазинах будут дополнять ассортимент федеральной торговой сети в формате жесткого дискаунтера и привлекать больше покупателей.

Самое главное вся инфраструктура существует работает и нечего изобретать не надо. Надо только взглянуть на все с другого ракурса. Как говорится «не замыленным взглядом».

Да можно открывать ярмарки и оптовые рынки, запустить интернет-торговлю., как предлагают Минсельхоз РФ и Минпромторг РФ

Но что вы будете продавать? Пальмовое масло с ксилитом?

«…скооперировавшиеся с сетевиками аграрии получат мощный стимул к наращиванию производства, поскольку будут иметь гарантированный сбыт. …и, наверное, это главное, — существенно повысится качество продовольствия.

Сегодня сети стали без вины виноватыми за чужой фальсификат, переход же на собственную торговую марку устранит эту проблему. Если ретейл станет не только заказчиком, но и соинвестором производства СТМ, например с акционерной долей в капитале предприятия, он получит право жестко контролировать производство на всех его стадиях. Нынешние нерегулярные проверки Роспотребнадзора и «комариные» штрафы за несоблюдение технологии открывают перед производителями колоссальные возможности для махинаций с качеством продукции.

Конечно, проще всего заняться селекцией хлебного дерева, изобретением скатерти-самобранки или изысканием молочных рек с кисельными берегами. Проще-то оно проще, да только результаты будут разочаровывающими. Кушать же, как известно, хочется всегда». («И жнец, и продавец: как сетевые магазины могут накормить Россию». Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор)

Без создания Единого Гарантированного Рынка Сбыта (ЕГРС) все усилия чиновников из Минсельхоза РФ и Минпромторга РФ на развитие сельского хозяйства РФ и рост благосостояние народа России будут равны нулю!

15 ноября 2022 года

 

НАЗАД
Рейтинг@Mail.ru