Говорят  участники  заседания  РКР

В.А. Брагин, токарь-расточник завода Красное Сормово» (цех МС-1)

В цехе МС-1 завода "Красное Сормово" долгое время было мало заказов. Чтобы удержать работников на предприятии, была введена заработная платы в виде окладов (от 7 до 9 тысяч рублей), а также выплачивалась премия в размере 40%. Конечно, на какое-то время это было приемлемо. Но сегодня такой зарплаты рабочим не хватает для нормальной жизни, тем более, что и заказы наконец-то появились.

Профсоюзная организация "Защита труда" направила письмо генеральному директору, в котором потребовала повысить заработную плату. Надо отдать должное Н.С.Жаркову: он пришел в наш цех на собрание представителей участков.

Повысить заработную плату можно путем увеличения оклада или тарифа. Конечно, для работников было бы выгоднее повышение тарифа. Однако администрация согласилась повысить оклады - на 10-15%. Важно отметить, что такое повышение произошло только в нашем цехе, где есть профсоюз "Защита труда". Если бы не его действия, то никаких изменений не было бы. Сдвиг произошел, поэтому сейчас так важно для всех работников идти дальше, с помощью "Защиты труда" добиваться повышения тарифов. Тогда повысятся заинтересованность работников, производительность труда и общий выпуск продукции.


Дать больше денег рабочим иногда могут и без активной борьбы. Например, в Москве на заводе "ЗИЛ" администрация по представлению профкома рассматривает вопросы индексации заработной платы в соответствии с инфляцией при формировании бизнес-плана на год, а также при его корректировке. Это отражено в коллективном договоре. Поэтому администрация регулярно проводит индексацию тарифов. Средняя заработная плата на ЗИЛе составляет 8 тысяч рублей. Она была повышена на 10%, но уровень реального содержания заработной платы снижается. Например, цены в заводской столовой растут быстрее, чем заработная плата.

Профсоюз "АвтоСельхозМашСтроение", к сожалению, - это директорский профсоюз, он проводит конференции под руководством администрации. Профсоюз же "Защита труда" на нашем предприятии пока немногочисленный. Поэтому у нас еще нет такой активной борьбы за повышение зарплаты, как, например, у докеров.

Сейчас в Москве очень много предпринимателей используют нелегальную рабочую силу, причём по крайне низкой цене. Поэтому и москвичи для увеличения заработка вынуждены соглашаться на сверхурочную работу и подработку на других предприятиях. Так что рабочим профсоюзам предстоит добиваться равных прав для местных и приезжих работников с тем, чтобы зарплата стала выше у всех рабочих.

В.И. Шишкарёв, наладчик АМО «ЗИЛ», сопредседатель Российского комитета рабочих, сопредседатель профсоюзной организации «Защита» АМО «ЗИЛ»


Б.М.Грач, председатель профкома "Защита труда" ОАО "Невинномысский Азот"

"Невинномысский Азот" - это одно из крупнейших градообразующих предприятий в Ставропольском крае. На сегодняшний день численность работников составляет 6300 человек. Коллективный договор был заключен в 2002 году, с приходом новых собственников он был пролонгирован. 1 июля 2005 года был принят очередной коллективный договор, проект которого разработан работодателем. Этим коллективным договором довольна только администрация предприятия.

На сегодняшний день на нашем предприятии существует две профсоюзные организации: "Защиты Труда" и ФНПР. Первоначальная численность профсоюза "Защита Труда" была 25 человек, сегодня - свыше 1500 человек.

В декабре 2005 года на очередной конференции мы приняли обращение в адрес работодателя с предложением о повышении заработной платы (сегодня средняя заработная плата на нашем предприятии составляет примерно 9800 рублей). Мы мотивировали это тем, что в декабре 2004 года было принято отраслевое тарифное соглашение, согласно которому тарифная ставка первого разряда должна соответствовать прожиточному минимуму. Разница между ставкой и прожиточным минимумом составляла 800-900 рублей. Сегодня ставка первого разряда на "Невинномысском Азоте" - 2050 рублей. Мы требуем установить тарифную ставку первого разряда, равную прожиточному минимуму на 1 января 2006 года. В поддержку этого предложения мы собрали 2200 подписей и отправили их работодателю.

Работодатель отказывается от условий отраслевого тарифного соглашения, мотивируя это тем, что предприятие не входит в российский отраслевой союз химиков, хотя по сайтам сети Интернет наша компания в этот союз входит.

Есть основания считать, что работодатель не полностью выплачивает работникам те доплаты, которые предусмотрены положением об оплате труда, например, за расширенную зону обслуживания, работу за отсутствующего работника.

Значит, нам предстоит добиваться выплаты зарплаты в полном объеме и ее повышения.

Наш профсоюз занимается и вопросами охраны труда. Работникам химической промышленности полагаются дополнительные отпуска в размере 14 календарных дней. По многим специальностям ставки были снижены в 2 раза, то есть вместо 14 дней наши работники получали 7 дней дополнительного отпуска. К решению этого вопроса мы привлекли Государственную инспекцию труда, эта комиссия выдала предписание работодателю об увеличении дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда с 7 до 14 дней, а также компенсировать их работникам за период с декабря 2002 года по декабрь 2005 года. Поскольку эти дни не подлежат денежной компенсации, то работодатель разрабатывает определенный график отпусков. Мы настаиваем на том, чтобы воспользоваться этими дополнительными отпусками именно в 2006 году.

Началась кампания по заключению нового коллективного договора, на предприятии был создан единый представительный орган из 9 человек, 2 из которых - члены "Защиты труда".

Острой для работников является проблема аутсорсинга, то есть вывода из предприятия отдельных подразделений. Положительный опыт "Защиты труда" заключается в том, что этот процесс проходит при нашем непосредственном участии. Нашим коллективным соглашением закреплено, что мы до перевода работников в другие структуры заключаем с новым работодателем соглашение, в котором он обязуется практически полностью выполнять условия действующего на "Невинномысском Азоте" коллективного договора. Поэтому работники заранее знают, куда и на какую заработную плату их переводят. Образец этого соглашения можно найти на нашем сайте.


Н.П. Французов, водитель, председатель профкома ОАО «Сестрорецкий хлебозавод»

Хочу сказать несколько слов о подготовке к заключению коллективного договора на нашем предприятии. На моей практике это будет уже второй коллективный договор.

Мы приняли решение за 4 месяца до окончания срока действия коллективного договора начать подготовку к подписанию нового. Собрать заявления от работников, не состоящих в профсоюзе, о том, что они поручают нашей профорганизации представлять их при заключении коллективного договора и ведении соответствующего трудового спора, оказалось совсем не просто. Требуемое количество я набрал с немалым трудом. При этом люди высказывали свои предложения.

Перед тем, как собирать заявления, был составлен проект коллективного договора. За основу нового проекта мы взяли коллективный договор докеров. Он у них прекрасно проработан. Я адаптировал его под наше предприятие, взял некоторые положения из нашего старого коллективного договора, внёс необходимые изменения. В проекте нового коллективного договора много согласований, поскольку и профком, и работники должны знать о решениях, принимаемых на предприятии, и эти решения должны быть с ними согласованы.

Выписки из нашего проекта мы разнесли по всем подразделениям. Люди ознакомились с основными положениями подготовленного колдоговора. Они выдвигали свои предложения, которые впоследствии были внесены в текст.

Несколько слов о водителях. Водители у нас сегодня социально незащищённые. Трудно добиться, чтобы работодатель полностью оплачивал рабочее время водителей. Человек выезжает на линию, но время, когда он загружается товаром, администрация считает нерабочим временем. Мы многократно пытались добиться, чтобы нам оплачивали время простоя во время погрузочно-разгрузочных работ как рабочее время. Прежде директор возражал. Сейчас профком внёс в коллективный договор конкретное положение, взятое из законодательства, что в рабочее время входит время прохождения медосмотра перед началом и после окончания работы, подготовительно-заключительные работы, погрузочно-разгрузочные работы, и даже если на линии произойдёт авария или поломка, то это время также считается рабочим. Мы приложим все усилия, чтобы это положение было принято.

Большинство работников настаивают на том, чтобы тариф на нашем предприятии превышал премию. Сегодня у нас премия по отношению к тарифу достигает 200-220%. Люди хотят, чтобы тариф, как основная часть зарплаты, был значительно выше, так как премию могут и не дать. Мы предлагаем, чтобы тариф составлял не менее 50% от заработной платы. Это принципиально, особенно при повышении зарплаты.

Надо сказать, что директор в вопросе зарплаты уже принял правильное решение. Если раньше у нас ночные часы оплачивались на 40% выше тарифа, то теперь на 70% и даже на 100%.

13 апреля профком подал уведомление директору о перезаключении коллективного договора. Ход переговоров прогнозировать сложно, но я выражаю благодарность Рабочей партии России и М.В. Попову лично за консультации и юридическую помощь.

Очевидно, что только переговорами пытаться что-то улучшить можно, но очень сложно. Надо подумать и о коллективных действиях. И здесь возможны варианты. Так, мы выполняем функции экспедиторов, не получая за это денег. Что ж, не исключено, что мы будем работать строго по правилам: водитель - это тот, кто сидит за рулём. В общем, есть масса нюансов, над которыми ещё нужно работать.


Сейчас на нашем предприятии встал вопрос о необходимости перезаключения коллективного договора. И мы готовим проект колдоговора, уже начали его писать. Администрация, конечно, заинтересована либо в продлении старого коллективного договора, либо в заключении нового на основе старого.

К работе над своим новым проектом коллективного договора мы привлекаем молодёжь. Еженедельно собираемся по данному вопросу, проект корректируем.

Пока не знаем, что будет с нашим коллективным договором, но знаем точно одно: у нас должен быть собственный готовый проект колдоговора раньше, чем у других на месяц, два или даже три. И этот договор должен быть жёстким. Мы стараемся включить в него максимально все необходимые положения.

И.П.Казаков, токарь ВНИИЭФ, член объединения Рабочих профсоюзов "Защита труда", г.Саров


В.М. Кудрявцев, бригадир регулировщиков радиоаппаратуры завода «Электромаш», сопредседатель Российского комитета рабочих

Опыт нашего завода показывает, что процесс заключения коллективного договора, который будет служить интересам работников, простым быть не может.

Проект коллективного договора был представлен у нас профсоюзным комитетом. В состав комиссии входят по 5 человек с каждой стороны. Со стороны профсоюзного комитета рабочих всего четверо. Все они - люди грамотные и квалифицированные. Со стороны администрации наиболее активное участие в этом процессе принимает начальник отдела труда и заработной платы, кстати говоря, член профкома профсоюза ФНПР. Она выступает как главный редактор со стороны администрации, формирует все базовые вопросы.

Переговоры проходят тяжело. Столкновение идёт по ряду вопросов. Я внёс предложение о повышении минимальной заработной платы на заводе "Электромаш" до уровня прожиточного минимума в течение 2006 года с внесением данного положения в коллективный договор. Заместитель директора по экономике высказался против, мотивировав отказ отсутствием финансовых возможностей.

На предложение о формировании финансовых возможностей для повышения заработной планы в течение года, двух или даже трёх лет был получен отказ. Тогда я внёс предложение о подписании протокола разногласий. Это подействовало, так как администрации уже хорошо известно, что это такое: возникает угроза коллективных действий. Этого администрации не нужно. Представители профсоюза снова стали настаивать на внесении в текст коллективного договора пункта, предусматривающего повышение минимальной зарплаты на заводе до уровня прожиточного минимума в течение полутора лет, поскольку это не только необходимо, но и возможно. Мы внесли также предложение установить соотношение заработной платы 10% самых низкооплачиваемых работников предприятия к зарплате 10% самых высокооплачиваемых на уровне 1 к 6. Представители администрации отклонили предложенное соотношение. Мы заявили: "Если для достижения соотношения 1:6 нет финансовой возможности, то можно записать 1:10". Опять последовал отказ. Даже соотношение 1:20 администрация вносить в текст договора отказалась.

Опыт завода "Электромаш" показал, что короткий коллективный договор не годится, нужен объёмный, грамотно составленный документ. Короткий колдоговор даёт слишком широкий простор для его всевозможных толкований. Когда же в документе всё чётко прописано и формализовано, то уже нельзя сказать, что выполняется то, чего на самом деле нет.

Добиться чего-либо можно, только готовясь к использованию коллективных действий. Мы это абсолютно точно выяснили. Мы не согласились с предложением повысить зарплату лишь на 17% и потребовали повышения тарифов на 35%, пригрозив остановкой работы. Администрации пришлось пойти нам навстречу.

Итак, работники способны добиться своих справедливых требований, только опираясь на коллективные, организованные своим профсоюзом действия.


На нашем заводе минимальная тарифная ставка составляла 600 рублей, были простои - работодатель платил меньше. На последнем заседании профкома мы пытались заставить работодателя поднять тарифы на уровень минимальной заработной платы в 800 рублей. Работодатель мотивирует низкую тарифную часть зарплаты тем, что работники пять месяцев просидели без работы, хотя это произошло по вине работодателя. Работодатель хитро повысил тарифную часть у первого разряда, а ставки второго, третьего и других разрядов не изменились. В лучшем случае, на нашем заводе происходит лишь незначительное повышение номинальной заработной платы.

Одним словом, нам, рабочим, предстоит с помощью своего профсоюза бороться за повышение реальной зарплаты.

А.П.Шумаков, модельщик завода "Ивтекмаш", г. Иваново




НАЗАД





Рейтинг@Mail.ru