О коммерческой тайне

23 мая текущего года Государственная Дума 279 голосами приняла в первом чтении проект Федерального закона «О коммерческой тайне».

До настоящего времени все вопросы, связанные с коммерческой тайной, регулировались Гражданским Кодексом РФ и Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (с изменениями от 3 октября 2002 г.).

Новый законопроект был внесен Правительством и разрабатывался явно в недрах Российского Союза промышленников и предпринимателей. Направленность закона такова, что предприниматели смогут засекретить от общества практически любую информацию, связанную с коммерческой деятельностью их организаций.

На сегодняшний день, в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса, информацию можно отнести к коммерческой тайне, «когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». Теперь же в соответствии со ст. 4 проекта «К коммерческой тайне может быть отнесена научно-техническая, технологическая, производственная информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическая и иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к охране конфиденциальности которой обладатель коммерческой тайны принял меры. Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, если она позволяет или может позволить обладателю коммерческой тайны при существующих или возможных обстоятельствах в силу неизвестности ее третьим лицам увеличить доходы, избежать убытков, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду». А самое главное все та же статья 4 говорит о том, что «Право на отнесение информации к коммерческой тайне и определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю этой информации». Иначе говоря, не закон, а коммерсант определяет, что может иметь ценность для него, а стало быть может являться коммерческой тайной, а что нет.

Статья 5 проекта определяет, какая информация не может составлять коммерческой тайны. В отличие от известного постановления Правительства №35 этот перечень очень сильно купирован. Ниже приведен перечень из постановления, где жирным отмечено то, что предлагается оставить:
- «документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);
- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;
- документы о платежеспособности;
- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
- документы об уплате налогов и обязательных платежах;
- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба».

Как видно из вышеприведенного списка, оставить незасекреченной предполагается совсем незначительную и не самую существенную для общества информацию.

Кроме того, все тем же постановлением №35 устанавливались категории лиц и организаций, которым предприниматели обязаны предоставлять означенную информацию. В этом списки кроме государственных органов значатся и трудовые коллективы и представители работников. Теперь же при коллективных переговорах по заключению колдоговора профсоюзы могут оказаться в положении слепых, которые вынуждены действовать и вести переговоры о заключении выгодных условий труда для работников, не зная реального финансового положения работодателя. Иначе говоря, работодатели получат законную возможность «вешать лапшу на уши» работникам, не боясь при этом никакой юридической ответственности. На каждый запрос профсоюза будет поступать соответствующий закону ответ – «мы не можем дать вам такой информации потому, что она составляет коммерческую тайну».

Означенный закон нарушает права граждан, гарантированные Конституцией, а именно ст. 29, которая говорит, что «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Естественно, существует государственная тайна, и Конституция оговаривает, что она определяется отдельным Федеральным законом. Но о коммерческой тайне Конституция умалчивает.

Нарушаются права СМИ, которые не смогут получать достоверную информацию о деятельности коммерческих организаций, хотя закон «О средствах массовой информации», а именно ст. 1 гласит о том, что задачей СМИ является «поиск, получение и распространение массовой информации».

По всей видимости, закон может быть полностью принят уже в 2003 голу и вступить в силу начиная со следующего года. Последствия принятия его в таком виде негативным образом отразятся на положении работников и их представителей.

О. Бабич, секретарь Исполкома Объединения
рабочих профсоюзов «Защита труда»,
член Федерального Совета РПТ

НАЗАД

Рейтинг@Mail.ru