Гамов Лев Викторович, научный сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров), сопредседатель межрегионального объединения рабочих профсоюзов «Защита труда»:
Расскажу о нашем опыте организации учебы. Мы к этому делу приступили уже в 1994 г., когда был создан профсоюз «Защита» Оказалось, что рабочему, каким бы он толковым, активным, понимающим ни был, для успешной профсоюзной работы нужна дополнительная подготовка.
Первый вопрос — кого учить? Наш ответ на этот вопрос — стараться максимально расширить круг обучаемых, не обращая внимания на то, активисты это или не активисты, и будет ли сиюминутная выгода от этой учебы.
Следующий вопрос — чему учить. Здесь мы выделяем два направления.
Первое — это вопросы, необходимые для профсоюзной деятельности, то есть юридические знания, делопроизводство, компьютерная грамотность. Изучаем и такой сложный вопрос, как психологический аспект взаимоотношений с администрацией.
Второе направление — это именно теоретическая подготовка.
Может показаться, что эти направления слабо связаны, но это не так. Одно без другого невозможно. Не имея теоретической грамотности, убежденности в правоте рабочего дела, человек не будет заинтересован копаться в юриспруденции. Поэтому мы сразу решили, что будем учиться не только профсоюзному ремеслу, но будем проводить и теоретическую учебу.
Сразу возникает проблема нехватки времени и у слушателей, и у преподавателей. Обнаружилось также, что общеобразовательный уровень у современного рабочего недостаточен для теоретической учебы. Чтобы добиться результата, приходится делать то, что не сделала школа, то есть не сделало общество, которое гарантирует среднее образование.
У рабочих нет привычки конспектировать. Этому надо учиться.
Те формы обучения, которые мы можем организовать, носят во многом фрагментарный характер. Это цикл лекций, занятий или семинаров, проходящих раз в неделю. Мы стараемся раз в неделю, по субботам, такие занятия проводить, но этого недостаточно. Фрагментарность можно преодолеть, организуя семинары в течение нескольких дней, подобно тому, как мы проводили учебу в «Лесной поляне».
Самая главная проблема все-таки в том, что теоретическое обучение рабочих должно строиться иначе, чем в вузе. Восприятие рабочего идет именно от конкретного, то есть тот путь, который ученые когда-то проделали в голове, предоставив затем готовое знание в виде общего, этот путь важно донести до рабочих и им повторить.
Политическое образование в советское время как раз эту проблему и не решило. Оно пыталось учить так: заучите готовую формулу — это и есть учеба. Это не приводило к нужному для рабочих результату.
Надо учиться у Маркса, у Энгельса, у Ленина. Маркс писал «Капитал», в том числе и для того, чтобы каждый рабочий понял вопрос о стоимости рабочей силы.
Мы сегодня в самом начале пути. Дело серьезное. Только при достаточной подготовке, в первую очередь, теоретической, рабочий класс победит.
Казеннов Александр Сергеевич, доктор философских наук, профессор, научный консультант Российского комитета рабочих:
За последние 10–15 лет ни в одном учебнике не обсуждается производительность труда. А эта тема является принципиальной и важнейшей.
Население России уменьшается, рабочих будет меньше. Развитие пытаются поддержать за счет того, что власти разрешают работодателям ввезти миллионы гастарбайтеров. Но зачем эти миллионы, почему, например, не купить новый экскаватор, с помощью которого один рабочий выкопает канаву, которую сегодня копает сотня гастарбайтеров. Во всех отраслях есть возможности роста производительности труда за счет внедрения новой техники.
Надо остановить уменьшение численности российских работников. Планировать развитие, исходя из того, что количество рабочей силы будет уменьшаться — это неправильно. Лучше создавать условия семьям для рождения детей, чтобы люди хорошо питались и отдыхали. Тогда они будут лучше работать с большей производительностью труда, и продолжительность их жизни вырастет.
В основу Концепции социально-экономического развития России до 2020 года надо положить воспроизводство работников. Тогда все хронологические рамки хорошо выстраиваются. Цикл воспроизводства работника примерно 17–18 лет. В рамках этого цикла можно планировать на 2, 3, 6 и 9 лет.
Можно поставить цель, чтобы к 2020-му году мужчины доживали до 70 лет или больше. При этом можно научно рассчитать, сколько трудящемуся человеку нужно на рождение и воспитание троих детей, культурные и прочие мероприятия, то есть, какая у него должна быть зарплата, и какая пенсия.
Я рассчитал по ценам 2007 года, что человеку, которому посчастливится дожить до 70 лет, понадобятся 9,5 млн.р. на всю жизнь.
Проблемы нашей экономики коренятся в том, что воспроизводство рабочей силы не осуществляется в соответствии с задачами и потребностями НТП. Даже при недостаточной обеспеченности работников, в нашей стране идет опережающий рост производства по сравнению с другими странами. Если отдать нашим людям то, что им нужно для нормальной жизни, то темпы роста экономики будут значительно выше, Россия укрепит свои позиции на мировой арене.
Концепция социально-экономического развития страны до 2020 г. предусматривает, что средняя зарплата к 2020 г. должна составить в России 2700 долларов, что в пять раз больше средней заработной платы прошлого года. В соответствии с этим документом производительность труда вырастет в 4 раза.
Между тем производительность труда в современной России составляет 15–20% от производительности труда в США. Чтобы выйти на самый высокий уровень производительности труда к 2020 году, ее надо повысить не в 4, а в 5–6 раз. И заработная плата должна увеличиться не в 5, а в 6–7 раз. Нынешняя заработная плата отстает от американской не в 5 раз, а куда значительнее. В некоторых отраслях она в 10 раз меньше, чем в США.
Поэтому Концепция, созданная правительством, очень скромная и исходит из минимумов. Но шаг в сторону развития производства предусмотрен. Этот прогресс выгоден и рабочему классу.
Не стоит лишний раз доказывать, что учеба — это важнейшее дело для всех работников, тем более участвующих в профсоюзной и партийной работе. Перед революцией 1917 года в крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, работали масса кружков, где изучали теорию рабочие, масса воскресных школ, в которых вчерашние крестьянские парни подтягивались до уровня современных тогда знаний.
Советское правительство, опережая в этом отношении капиталистические страны, создало систему переподготовки кадров и систему повышения квалификации, которую сразу же у нас слизали все развитые страны. Почему? Потому что, если не получать новые знания, то начинается отставание.
Мы должны различать три сферы образования, как это делал В.И.Ленин.
Первая — это сугубо профессиональная подготовка и обучение. У меня нет сомнений, что в этой аудитории собрались квалифицированные кадры, которые обеспечивают себя экономически и даже имеют время и материальные возможности поехать на Российский комитет рабочих, сделать доклады, проанализировать эти доклады и подготовить постановления, которые по уровню вряд ли где-нибудь в современной России еще достижимы.
Даже капитал заинтересован в том, чтобы у него была развитая в техническом и научном отношении рабочая сила. В последние годы грамотные, умные капиталисты и их менеджеры забеспокоились, что им не хватает грамотных квалифицированных рабочих кадров. Поэтому правительство начинает содействовать такому обучению.
Для того чтобы отвоевывать свое, защищать свои интересы нужна организационная работа, а для нее тоже нужна учеба. Подобной формой учебы мы занимаемся на протяжении нескольких лет, поддерживая ее на достаточно высоком уровне. Так, наши товарищи К.В. Федотов, М.В. Попов обеспечили рабочее движение России методическими пособиями по забастовкам.
Высшей формой такой учебы является наш семинар — заседание Российского комитета рабочих. Здесь решаются самые принципиальные вопросы, решаются умно и даже остроумно. На нашем семинаре узнаешь, как провести забастовку при существующем Трудовом кодексе. Наши товарищи — докеры и авиадиспетчеры придумали много способов коллективных действий, формально не являющихся забастовками, чтобы добиться своих целей.
Рабочим также необходимо теоретическое и политическое обучение. Такая учеба может быть осуществлена только там, где есть передовая общественная теория, где есть глубоко понимаемый марксизм-ленинизм.
Тех, кто серьезно занимается марксизмом и знают диалектику Гегеля, которая является методологией марксизма, в России считанные единицы. Рабочие могут пройти такую высокоэффективную учебу только в университете современного производства Фонда Рабочей Академии. Мы в Фонде Рабочей Академии, в редакции газеты «Народная правда» с этой целью изучаем «Науку логики» Гегеля, потому что никакого другого компендиума по этой дисциплине нет. Это — высший уровень познания. Нужно садиться за «Науку логики» и изучать.
Широко развернув образование в этих трех формах, рабочее движение станет способным побеждать.
Попов Михаил Васильевич, президент Фонда Рабочей Академии, научный консультант Российского комитета рабочих:
Я хочу поднять вопрос об ответственности за учебу рабочих.
Во-первых, я отвечаю за учебу рабочих как президент Фонда Рабочей Академии. Поскольку это учреждение так и называется «Фонд Рабочей Академии (Фонд содействия обучению рабочих)».
Во-вторых, отвечают за учебу рабочих всякого рода руководители — политические, например. Товарищ Соловьев — секретарь по рабочему движению. Если кто-то из рабочих плохо обучается в РКРП, то виноват товарищ Соловьев.
Вот товарищ Карепин как освобожденный председатель профкома «Первой стивидорной компании» тоже отвечает за тех, кто там не обучен. Кто такой освобожденный профсоюзный работник — это тренер, учитель. Учится он сам или не учится, знает сам или не знает, все равно он тренер по должности, и должен научить своих «футболистов» «забивать голы». Если он только сам будет везде ездить и забивать голы, то они так ничему и не научатся.
Вот все время приезжают из Невинномысска товарищи, — то один освобожденный профсоюзный работник, то другой освобожденный, то целая группа освобожденных приезжает. Так кто же отвечает? Конечно, освобожденные профсоюзные работники. Они отвечают не за свою учебу, а за учебу рабочих. Поэтому мне не понятно, почему рабочий профсоюз «Защита труда» ОАО «Невинномысский азот», в котором 1200 человек и 6 освобожденных работников, не может прислать хотя бы одного рабочего на семинар по рабочему движению.
Людмила Николаевна Цареградская, конечно, молодец, она подготовила постановление, которое никто другой не смог бы написать, за что ей особая благодарность. Но при этом, если освобожденный профсоюзный работник не смог обеспечить учебу рабочих или не использовал такую возможность, то это неправильно.
Но это, конечно, не главные ответственные. Так кто же главный ответственный за плохую учебу рабочих? Рабочие! Они — главные ответственные.
Человек может чему-то научиться, только если он сам над этим работает. Поэтому мы, кроме всяких комплиментов рабочим, должны сказать им и горькую правду. Товарищи рабочие, то, что вас все время обувают и вам натягивают фуражку на глаза — это только потому, что вы, вместо того, чтобы пойти поучиться, пошли выпить, или по домам пошли телевизор смотреть, слушать, что там скажут. А вам там лапшу очередную повесят.
Человек должен постоянно расти. Мы потому и ставим этот вопрос, что он назрел.
Мы вот сегодня наблюдаем, что люди, которые получают самую большую зарплату в порту, они больше всех учатся. Вот, например, Вячеслав Анатольевич Ремизов делает прекрасные доклады, он же и учится. Все думают, что он их учит, а он учится делать доклады. Человек пишет проект постановления — он тоже учится. Например, Людмила Николаевна Цареградская написала уже два постановления Российского комитета рабочих и выросла, потому что написать такие постановления непросто.
Сознательные люди, которые уже чего-то достигли и имеют хорошую зарплату сегодня, они-то и занимаются учебой и будут заниматься. Они-то знают, что если они хотят получить заработную плату не 60 000 рублей, а 160 000, то нужно еще больше заниматься учебой. И тот же Вячеслав Анатольевич Ремизов, который делал расчет стоимости рабочей силы, понимал, что, сделав расчет, можно получить зарплату больше. Учеба — это и генеральная дорога, и дело хорошее.
Правильный угол зрения будет такой: учиться должны все рабочие, те, кто научатся, будут сознательными рабочими. Если во главе будут стоять сознательные рабочие, то все работники, включая интеллигентов, выиграют.