С расширением хозяйственно-экономических и административных задач, вставших перед Советской Республикой, на государственный контроль возложена декретом от 9 апреля 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 12, ст. 122) крайне ответственная, сложная задача по наблюдению и контролю, обеспечивающему быстрое и целесообразное осуществление декретов и постановлений Советской власти во всех областях хозяйства и государственного управления.
Эта задача может быть выполнена только при условии привлечения к делу государственного контроля широких рабоче-крестьянских масс, что одновременно создаст возможность подготовить и приучить их к управлению государственным аппаратом.
В этих целях Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
1) Реорганизовать государственный контроль как в центре, так и на местах в единый орган социалистического контроля на основе привлечения в органы бывшего государственного контроля рабочих и крестьян и присвоить ему наименование «Рабоче-Крестьянская Инспекция».
2) Рабоче-Крестьянская Инспекция действует на основании декрета от 9 апреля 1919 года. Рабоче-Крестьянской Инспекции присваиваются все права и обязанности Народного Комиссариата. Во главе Рабоче-Крестьянской Инспекции стоит Народный Комиссар, и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров.
На местах коллегии Рабоче-Крестьянской Инспекции образуются на общих основаниях согласно Постановлению 7-го Съезда Советов Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Казачьих Депутатов об отделах Исполнительных Комитетов (Собр. Узак., 1919, N 64, ст. 578).
3) Дополнительно ко всем правам, обязанностям и заданиям, которые были возложены на бывший государственный контроль декретами и постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров, на Рабоче-Крестьянскую Инспекцию возлагаются следующие задачи:
а) немедленный приступ к реорганизации всех органов бывшего государственного контроля на основе привлечения широких масс трудящихся к осуществлению ими контроля над всеми органами государственного управления, хозяйства и общественных организаций;
б) борьба с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях, усиление фактического контроля путем летучих ревизий и обследования всех органов Советской власти как в области административного управления, так и в области хозяйственной, а также общественных организаций, наблюдение за проведением в жизнь всех декретов и постановлений Советской власти, как в центре, так и на местах, и за целесообразным их применением в условиях переживаемого времени и проверка деятельности всех органов Советской власти с точки зрения достигнутых на деле результатов;
в) наблюдение за точным исполнением декрета 6-го Всероссийского Съезда Советов о законности (Собр. Узак., 1918, N 90, ст. 908);
г) наблюдение за организацией во всех учреждениях приема всякого рода жалоб и заявлений и за правильным их движением, а также образование при Рабоче-Крестьянской Инспекции особого бюро для приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц;
д) представление на рассмотрение центральной и местной властей конкретных предложений, выработанных на основе наблюдений и обследований, об упрощении аппарата Советской власти, упразднении параллелизма в работе, бесхозяйственности, канцелярской волокиты, а также и о преобразованиях всей системы управления в тех или иных областях государственного строительства.
4) Для осуществления возложенных на нее обязанностей Рабоче-Крестьянская Инспекция имеет право участия во всех совещаниях и заседаниях органов Советской власти и общественных организаций, в целях как ревизионных, так и осведомительных, с совещательным голосом, а также право командировать членов Рабоче-Крестьянской Инспекции для участия в качестве практикантов в повседневной работе всех советских учреждений, не исключая приемов Народных Комиссаров, и вообще все права, которые предоставлены органам бывшего государственного контроля.
5) Возложить на Рабоче-Крестьянскую Инспекцию обязанность выработать порядок проверки того, насколько действительно участие рабочих и крестьян в Инспекции и каковы результаты этого участия с точки зрения обучения рабочих и крестьян делу государственного управления.
6) Членом Рабоче-Крестьянской Инспекции может быть всякий трудящийся, пользующийся правом выбора по Конституции Р.С.Ф.С.Р. Особое внимание должно быть обращено на привлечение к работам Рабоче-Крестьянской Инспекции женщин.
Примечание. Лица, занимающие ответственные должности по управлению предприятиями или высшие административные должности, не должны быть избираемы в качестве членов Рабоче-Крестьянской Инспекции.
7) Количество членов Рабоче-Крестьянской Инспекции не ограничено. Состав Рабоче-Крестьянской Инспекции должен быть текучим, и выборы членов Инспекции должны производиться с таким расчетом, чтобы постепенно все рабочие и работницы данного предприятия или все крестьяне были вовлечены в работы Инспекции.
Примечание. Участие рабочих в Инспекции не должно ослабить работу предприятия, и интересы производства должны быть соблюдены полностью. Ответственность за это возлагается на фабрично-заводские комитеты.
8) Выборы в члены Рабоче-Крестьянской Инспекции происходят по фабрикам, заводам, предприятиям и т.п., а в волостях и поселках на сельских и волостных собраниях избирателей и на беспартийных рабоче-крестьянских конференциях.
Примечание 1-е. Подробные инструкции об участии крестьян в Рабоче-Крестьянской Инспекции устанавливаются по соглашению Рабоче-Крестьянской Инспекции с Народным Комиссариатом Внутренних Дел.
Примечание 2-е. Кандидатами могут быть рабочие не только данного, но и других предприятий, а также и иные представители, выдвигаемые самим общим собранием избирателей.
9) Все делегированные для участия в Рабоче-Крестьянской Инспекции подразделяются на категории постоянных сотрудников Рабоче-Крестьянской Инспекции, фактических контролеров, исполняющих те или иные поручения Народного Комиссариата, и заведующих отделами в центре и на местах, ведущих самостоятельные обследования, на практикантов, обозревающих и наблюдающих за ходом работ в советских учреждениях, а в особенности в общественных столовых, банях и т.п., и группы содействия Рабоче-Крестьянской Инспекции.
10) На фабриках, заводах и мастерских и в селах должны быть организованы ячейки для содействия Рабоче-Крестьянской Инспекции.
11) Для участия трудящихся рабочих и крестьян в работах центральных органов Советской власти Рабоче-Крестьянской Инспекции поручается выработать особую инструкцию о вызове с мест крестьян и рабочих из губерний, уездов, волостей и т.п.
12) Делегированные для работ в Рабоче-Крестьянскую Инспекцию члены, как в центре, так и на местах, обязаны не реже одного раза в месяц представлять отчеты в устной или письменной форме о своих работах делегировавшему их собранию избирателей.
13) Профессиональным союзам предоставляется право входить в Рабоче-Крестьянскую Инспекцию с мотивированным заявлением об отозвании по тем или иным причинам делегированных кандидатов или о замене их другими лицами.
14) Все временно делегируемые представители в Рабоче-Крестьянскую Инспекцию сохраняют за собою должности, средний заработок и льготы того учреждения или предприятия, откуда они посланы.
Примечание 1-е. Точные правила оплаты вырабатываются Рабоче-Крестьянской Инспекцией по соглашению с Народным Комиссариатом Труда.
Примечание 2-е. Порядок выплаты работникам Рабоче-Крестьянской Инспекции суточных, а также содержания крестьянам определяется особой инструкцией.
15) С изданием декрета о Рабочей Инспекции на нее возлагается обязанность объединить все существующие рабочие инспекции на основах настоящего Положения.
16) Средства, необходимые Рабоче-Крестьянской Инспекции, получаются по сметам в общем порядке.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Совета
Секретарь