ЗА  НАТУРАЛИЗАЦИЮ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЛЬГОТ  И  ГАРАНТИЙ

Александр Владимирович Золотов

Безвозмездное (или частично оплачиваемое) предоставление государством ряда благ определенным социальным группам или всем членам общества, а также законодательное установление требований к предпринимателям по удовлетворению потребностей работников — это не проявление доброй воли чиновников, а необходимое условие воспроизводства современного общества и человека.

Чем более развиты производительные силы общества, тем выше объективные возможности расширения круга льгот и гарантий. Эти возможности реализуются в порядке разрешения противоречия между накоплением и потреблением, когда совершенствуются средства производства, растет объем потребительских благ, сокращается рабочее и увеличивается свободное время всех членов общества. На такой основе создаются предпосылки дальнейшего прогресса производительных сил общества, роста общественного благосостояния. Следовательно, эффективное регулирование социально-экономических процессов предполагает использование закономерности возрастания роли гарантий и льгот.

В первую очередь речь идет о всеобщей доступности образования как блага, непосредственно обеспечивающего формирование и развитие специфически человеческих способностей. Аналогичной гарантией выступает обеспеченность жильем, услугами системы здравоохранения. Государственные гарантии доступности должны распространяться и на предметы потребления.

Так, например, гарантия государством каждому трудоспособному необходимого уровня потребления непосредственно выступает в форме установления зарплаты, ниже которого платить нельзя. Но в ряде случаев оправданно и непосредственное предоставление продуктов.

Денежная форма предоставления льгот и гарантий может быть распространена на любые виды благ. Однако она имеет ряд недостатков, связанных, прежде всего, с возможностью использования средств не по назначению, когда жизненно важные потребности могут остаться неудовлетворенными. По самой сущности гарантий и льгот адекватнее их бесплатное предоставление потребителям без превращения в денежную форму.

Социальные расходы, непосредственно связанные с воспроизводством и развитием человека, приносят позитивный эффект, превосходящий объем затрат, что дает повод рассматривать их как разновидность инвестиций.

Едва ли найдется статья социальных расходов, которая не сопрягалась бы с положительным внешним эффектом. В этом отношении особенно показательны расходы на образование, здравоохранение, позволяющие формировать, восстанавливать и развивать трудовые способности людей. Но и другие направления социальных расходов обладают подобным эффектом. Так, дотации на содержание жилья — это существенная предпосылка нормального воспроизводства работников, сохранения трудовой мотивации, соблюдения социальных норм, без чего невозможно развитие экономики. Альтернатива отмеченной гарантии — увеличение количества бездомных, как правило, выпадающих из состава экономически активного населения, рост преступности.

В силу отмеченных обстоятельств льготы и гарантии, в конечном счете, позитивно влияют на реализацию цели установки капиталистической фирмы — максимизации прибыли. Более того, во многих случаях этот выигрыш является непосредственным.

Вместе с тем интересы развития работников и максимизации прибыли однонаправлены далеко не всегда. Возможно несовпадение субъекта затрат и получателя непосредственной выгоды от этих затрат. Те расходы, которые не приносят непосредственной отдачи самому предпринимателю, с его точки зрения неоправданны. Их снижение представляется ему оптимальной линией поведения.

Ориентация на текущую предпринимательскую выгоду вступает в противоречие с предоставлением социальных льгот и гарантий и потому, что отмеченные блага распространяются не только на трудоспособное население. Воспроизводство совокупного работника предполагает и подготовку подрастающего поколения, и заботу о поколении, утратившем трудоспособность. Между тем, отмеченные фазы воспроизводства непосредственно не приносят отдачи в виде увеличения совокупной прибыли. Воспитание подрастающего поколение даст экономический эффект через два десятилетия. Пожилые люди — претенденты на часть общественного продукта на том основании, что в свое время они делились созданным ими продуктом с нетрудоспособными. Но возврат обществом этого своеобразного долга старшему поколению — с эгоистической точки зрения владельца капитала — вычет из его сегодняшней прибыли.

Соответственно для реализации объективно необходимой тенденции к росту гарантий и льгот необходима борьба общественных сил, непосредственно заинтересованных в создании условий для развития каждого.

Недавно провозглашенный курс на монетизацию гарантий и льгот предусматривал не только изменение формы их предоставления, но и существенное сокращение их круга и объема. Никакого иного результата не могло быть при передаче ответственности за финансирование гарантий и льгот на уровень регионов без соответствующего увеличения их финансовых возможностей. Практически сразу же обнаружились изъяны всеобщего внедрения денежной формы предоставления льгот и гарантий.

Борьба самых различных слоев населения, интересы которых были ущемлены, побудила государство внести коррективы в отмеченный курс. Но необходимо идти дальше: к последовательной реализации в социально-экономической политике государства закономерности возрастания гарантий и льгот. Тогда повысится и эффективность государственного регулирования социально-экономического развития страны.

А.В.Золотов,
профессор ННГУ им. Н.И.Лобачевского



НАЗАД
Рейтинг@Mail.ru