Возрождение  лучших
 российских  культурных  традиций

Российский национальный оркестр (c сайта www.rno.ru)

В Москве, на улице Гарибальди, наподалеку от станции метро «Новые Черемушки», есть небольшое типовое здание, в прошлом кинотеатр, которое Российский национальный оркестр взял в аренду у московского правительства, чтобы разместить здесь свою репетиционную базу и создать концертный зал.

Было приложено немало усилий и вложено немало средств, чтобы привести в порядок здание. Концертный зал вмещает 480 мест, старые кресла заменены на удобные мягкие, обтянутые синим бархатом. Все прилично и мило. Но самая главная достопримечательность зала — это его акустика. Над ней работали особо. Известно, какое значение основатель оркестра Михаил Плетнев придает проблеме акустики. Для него это главная ценность в зале. Об этом он не раз говорил еще в давних своих интервью. Не многие новые, широко разрекламированные залы Москвы, в том числе знаменитый Дом Музыки, могут похвастаться такой акустикой.

Новому концертному залу дали не совсем обычное имя «Оркестрион» и поставили перед собой цель превратить скромное концертное помещение в культурный центр Москвы. Что ж, задача благородная.

Новый проект РНО был назван «Музыкальные среды в Оркестрионе». Выглядит он очень привлекательно и многообещающе. Несмотря на трудности и немалые, которые приходится переживать оркестру, прежде всего экономические — нехватку средств, отсутствие поддержки государства, высокие цены за аренду помещения, аренду концертных залов — оркестр продолжает держать высокую профессиональную планку, работать творчески, увлеченно, насыщенно и интересно. На сегодня это лучший симфонический коллектив в нашей стране и один из лучших оркестров мира.

«Музыкальные среды в «Оркестрионе» находятся в цепи тех программ РНО, которые направлены на выполнение основной задачи — нести музыкальную культуру в широкие массы. В этом направлении оркестром сделано уже немало, были организованы различного рода фестивали, турне по городам России и СНГ, в том числе знаменитое «Волжское» турне, концерты во Врубелевском зале Третьяковской галереи и многое другое.

Устроители московских «Музыкальных сред в Оркестрионе» взялись за дело энергично и уже расписали еженедельные программы вплоть до июня текущего года. Меломанам есть что тут послушать, перед ними выступят знаменитости и молодые восходящие звезды.

В «Оркестрионе» есть своя аура, уютно, здесь приятно находиться, может быть, потому что здесь всегда выступают только хорошие музыканты, отбор идет тщательный. Ну а если в вечере принимает участие Михаил Плетнев, то концерт превращается в настоящий праздник. Так и было на презентации «Музыкальных сред», которая состоялась 23 февраля в день защитника Отечества. Прекрасно составлена программа, представляющая разные эпохи и стили — от венской классической музыки, романтизма до авангарда.

Квартет Моцарта ре мажор, открывший вечер, прозвучал легко, изящно, выгодно подчеркнув сбалансированность акустики. Далее слушателям был предложен квинтет для флейты, скрипки, альта, виолончели и фортепиано Михаила Плетнева, произведение остро современное, написанное им в 1979 году. По контрасту со струящейся, светлой, пульсирующей моцартовской музыкой, квинтет Плетнева не по-юношески серьезный, передавал гамму смятенных чувств современного человека, его глубоких раздумий, предчувствий трагических коллизий. Завершил вечер фортепианный квинтет Дворжака ля мажор, абсолютный шедевр романтической музыки, изобилующий мелодиями необыкновенной красоты, которые то завораживают нас, то звучат захватывающе горячо и страстно.

Безусловно,музыканты РНО вместе с Михаилом Плетневым привнесли в исполнение этого квинтета что-то свое, сокровенное, благодаря чему квинтет заиграл новыми красками.

Концерты в «Оркестрионе» рассчитаны на расширение географии концертной жизни Москвы, перенесение их из центра на окраины. «Далеко», — скажут пессимисты. Но, побывав там однажды, истинные поклонники музыки не поленятся приехать еще раз на улицу Гарибальди, чтобы услышать вновь своих кумиров. К тому же у Российского национального оркестра есть надежда на то, что «отцы» города и руководство страны, наконец-то, услышат их и сумеют поддержать предпринимаемые музыкантами усилия, направленные на поднятие культурного уровня не только нашей столицы, но и России в целом.

Л. Токарева,
член Союза журналистов, Москва



НАЗАД
Рейтинг@Mail.ru