ДОКЕРЫ  ЗАЩИЩАЮТ  ПОРТ

Статья "Удавиться за копейку", опубликованная недавно в газете "Санкт-Петербургские ведомости", в целом правильная и своевременная. Да, докеры за счет своей сплоченности и организованности сумели сохранить уровень оплаты своего труда. Да, к сожалению, немалому числу российских обывателей присуще холопство. Крупных воров такая публика уважительно именует "крутыми", а более высокой зарплате соседа может и позавидовать. Распространена точка зрения, что "нам платят столько, сколько мы стоим. А кто недоволен, пусть пишет заявление и ищет другую работу". Поэтому и зарплаты у нас в стране в среднем неоправданно низкие. Если производительность труда в России составляет 25% от европейской, то зарплата — в среднем примерно 5%.

Заведующий кафедрой экономической теории Нижегородского государственного университета А. В. Золотов пишет: "В 2002 г... в нашей стране... затраты, необходимые для нормального удовлетворения потребностей неквалифицированных работников и членов их семей, составляли 19 — 21 тыс. руб. Квалифицированная рабочая сила стоила не ниже 27 тыс. руб., а высококвалифицированная — 37 тыс. руб.". Занижение уровня заработной платы самым губительным образом отражается на развитии производства. Ведь еще Г. Форд говорил, что предприятие, где людям мало платят, всегда будет работать неустойчиво.

Справедливость последнего утверждения очень наглядно видна в нашем морском порту. Естественно, каждый собственник желает получить максимальную прибыль. Но собственники ЗАО "Первый контейнерный терминал" и ЗАО "Нева-Металл" нашли в себе силы отказаться от близорукой экономии на заработной плате. В этих компаниях были перезаключены действовавшие до того весьма неплохие коллективные договоры. Кроме того, в ЗАО "Первый контейнерный терминал" в коллективный договор включен механизм повышения реального содержания заработной платы. Этот механизм предусматривает не только автоматическую индексацию зарплаты в соответствии с показателями инфляции в регионе, но и повышение зарплаты по мере роста производительности труда. Причем здесь имеется в виду рост именно производительности труда за счет использования новой техники, лучшей организации и т. п., а не за счет повышения интенсивности труда.

Результаты не замедлили сказаться. Хотя опытный докер-механизатор может теперь заработать более 40 тыс. рублей в месяц, собственники внакладе не остались. Каждый месяц эта компания, пожалуй, наиболее передовая в России, бьет свои же собственные рекорды по производительности труда. И достигается это не за счет работы на износ людей и техники, а за счет заинтересованного, творческого подхода со стороны всех работников и, таким образом, участия буквально каждого в улучшении организации труда. Ведь от улучшения организации производства растет производительность, а с нею и заработок. Думаю, подобных резервов немало на любом предприятии.

Между тем администрации ряда стивидорных компаний наотрез отказываются переподписать действовавшие до того в течение многих лет коллективные договоры. Не исключено, что эти компании пытаются уготовить для порта судьбу Балтийского морского пароходства. Его разрушение тоже начиналось с задержек и невыплат зарплат. А для начала необходимо поставить на колени работников, сломать сплачивающий работников сильный профсоюз.

Несмотря на общее бла гоприятное впечатление от статьи В. Н. Новикова, кое с чем хотелось бы поспорить. Не могу согласиться с утверждением, что "трудовой солидарности ни на грош". Мы видим, что большинство простых людей с сочувствием наблюдают за борьбой, которую ведут докеры за сохранение морского порта. На наш взгляд, неуклюжие пропагандистские материалы, размещаемые администрацией ОАО "Морпорт СПб" на коммерческой основе в одной-двух газетах, только еще больше привлекают внимание к проблеме и рекламируют наш профсоюз. Солидарность с докерами выразили Федерация профсоюзов России, Международная федерация транспортников, объединение рабочих профсоюзов "Защита труда", Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ряд первичных профсоюзных организаций страны, в том числе и входящих в ФНПР. Это немало.

Главное, что необходимо осознать: борьба за самые простые, непосредственные нужды работников — зарплату, условия труда, участие в управлении — есть борьба за сохранение отечественного производства.

Александр САРЖИН, член портового комитета
РПР Морского порта Санкт-Петербурга
(Санкт-Петербургские ведомости №156 24 августа 2005)

НАЗАД
Рейтинг@Mail.ru