Современная ситуация с условиями труда в Российской Федерации характеризуется:
высоким удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда в структуре занятости (26,6 млн. ед.) — 54,6% от общего числа рабочих мест;
большим количеством рабочих мест с сочетанием нескольких вредных факторов или существенным превышением гигиенических нормативов по отдельным факторам (3,75 млн. ед.);
продолжающимся ростом удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда (с 2007 г. по 2012 г. с 24,9% до 31,8%);
высоким уровнем производственного травматизма и числа погибших от несчастных случаев на производстве, превышающим аналогичные показатели в развитых индустриальных странах в 2,5–5,5 раза;
большим количеством работников, страдающих профзаболеваниями в той или иной форме — 155 тыс. человек с ежегодным приростом этого показателя на 6–8 тыс. человек.
Государство класса работодателей в первую очередь обеспокоено не состоянием здоровья рабочих, а экономическими потерями работодателей, обусловленными недопроизводством продукции и услуг из-за потерь рабочего времени, связанных с вредными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, повышенная оплата труда, травматизм) — 95,6 млрд. руб. (2,1% ВВП); затратами на компенсацию за работу во вредных условиях труда — 440 млрд. руб. Класс капиталистов печалят не погибшие в результате несчастных случаев на производстве — почти 3000 рабочих в год, а потери, связанные с выплатой пособий, страховых выплат, досрочных пенсий и расходов работодателя на компенсации и средства коллективной и индивидуальной защиты — 1,94 трлн. руб. (4,3% ВВП).
Аттестация рабочих мест, начало которой было положено 28 лет назад, с треском провалилась, и аттестация, которая кое-где была, не сопровождалась составлением и осуществлением программ улучшения условий труда. За эти годы из 48 млн. рабочих мест в стране было аттестовано чуть боле 6 млн.
С начала 2014 года вместо дискредитировавшей себя аттестации была введена процедура «Специальной оценки условий труда» (СОУТ), позволяющая работодателям проводить эту процедуру в упрощенном порядке. С точки зрения ухудшения положения работников можно привести следующие положения этого закона:
для специальностей, не указанных в советских списках специальностей с вредными условиями труда, вводится процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, позволяющая эксперту оценивающей организации установить отсутствие вредных факторов на рабочем месте без проведения специальных измерений;
декларирование работодателем соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по результатам идентификации на 5 лет с последующим продлением на 5 лет без повторной проверки;
возможность снижения установленного для рабочих мест класса или подкласса условий труда при условии использования работниками сертифицированных средств индивидуальной защиты на один уровень по решению комиссии по СОУТ или даже на два уровня по согласованию с территориальным органом;
возможность монетизации ряда компенсаций (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск), что на деле увеличивает время воздействия вредных факторов на организм работника и вынуждает его своим здоровьем оплачивать эти компенсации.
В связи с вышеизложенным, Российский комитет рабочих постановляет:
ухудшение условий труда в РФ обусловлено как самим капиталистическим способом производства, так и особенностями его возникновения в России путем деградации из социалистического;
в условиях капитализма необходима постоянная активная борьба организованных работников за реализацию своих интересов по улучшению условий и охране труда;
с целью нивелирования негативных последствий и реализации позитивных моментов 426-ФЗ необходимо:
1) требовать от работодателей проведения СОУТ в установленные законом сроки;
2) обязательно включать в состав комиссии по СОУТ представителей рабочей профсоюзной организации или иного коллективного органа работников;
3) активно заявлять о наличии вредных факторов на своих рабочих местах при проведении процедуры идентификации;
4) требовать от работодателя неукоснительного соблюдения норм и правил техники безопасности, норм обеспечения спецодеждой, средствами коллективной и индивидуальной защиты;
5) препятствовать монетизации компенсаций за вредные условия труда, разъяснять рабочим несомненный вред от сверхурочной работы и замены сокращенного рабочего дня и дополнительного отпуска на денежную компенсацию;
6) считать важнейшей задачей профсоюзных организаций и трудовых коллективов составление и включение в коллективные договоры разделов по улучшению условий труда, выражающих коренные интересы рабочих.
Нижний Новгород, 23 марта 2014 года