ДОКЕРЫ  В  ГЛАВНОМ  ДОБИЛИСЬ  ПОБЕДЫ

Завершаются почти полугодовой коллективный трудовой спор и забастовка докеров в трех стивидорных (перегрузочных) компаниях морского порта Санкт-Петербурга: ЗАО "Первая стивидорная компания", ЗАО "Вторая стивидорная компания" и ЗАО "Четвертая стивидорная компания".

Вкратце напомню предысторию конфликта. Летом 2005 года у нас в трех вышеперечисленных компаниях, принадлежащих одному из крупнейших российских олигархов В.Лисину, разгорелся коллективный трудовой спор между работодателем и работниками по заключению нового Коллективного договора. Срок действия старого договора закончился, а проект, представленный работодателем, не выдерживал никакой критики, он значительно ухудшал положение работников. Для того, чтобы заключить Коллективный договор, улучшающий положение работников по сравнению с ранее действующим, работникам пришлось проводить коллективные действия: сначала выполнение норм на 100% и строгое соблюдение правил охраны труда, потом предупредительную часовую забастовку и с середины августа — юридически оформленную основную забастовку, заключающуюся в приостановке работы на один час в сменах, работающих в восьмичасовом режиме, и полтора часа в сменах, работающих в двенадцатичасовом режиме соответственно.

Все эти действия проводились в строгом соответствии с Трудовым кодексом России. В результате удалось побудить работодателя проявить добрую волю и заключить Коллективный договор, улучшающий положение работника, руководствуясь принципами социального партнерства, как это предписывается Трудовым кодексом.

Работники в ответ на значительный шаг навстречу со стороны работодателя приостановили забастовочные действия. Ведь важнейший вопрос коллективного трудового спора был решен положительно.

Однако вторая часть спора пока решена не была — это выработка механизма повышения уровня реального содержания заработной платы работников, включая механизм индексации, как это предписано Трудовым кодексом. В декабре 2005 года начались переговоры в рамках совместной комиссии по выработке соответствующего механизма. В эту комиссию со стороны работников был представлен проект механизма повышения уровня реального содержания заработной платы работников на основе прироста производительности труда. Ежегодная индексация заработной платы в этом проекте должна производиться в обязательном порядке, а вот надбавка сверх индексации зависит от того, каков прирост производительности труда по сравнению с базовым периодом

К сожалению, работодатель не захотел рассматривать этот проект механизма и предоставил на рассмотрение в комиссию свой проект положения. В проекте работодателя повышение уровня реального содержания заработной платы ставится в зависимость от наличия прироста чистой прибыли в группе компаний ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Если прирост чистой прибыли по сравнению с базовым годом есть, то и повышение уровня реального содержания заработной платы работников возможно, а вот если прибыль не увеличилась в расчетном году, то даже индексации зарплаты не будет. Кроме этого, работодатель вставил в проект этого положения еще одно условие. Сравниваются средние величины заработной платы работников девятнадцати компаний, входящих в группу компаний ОАО "Морпорт СПб", в базовом и расчетном году. Если этот индекс превышает индекс инфляции по Санкт-Петербургу, то индексация опять не производится.

Таким образом, мы видим, что проект работодателя не направлен на повышение заработной платы, а нацелен на то, чтобы заблокировать механизм повышения уровня реального содержания заработной платы работников.

Причем сам же работодатель по просьбе представителей работников в комиссии предоставил расчет по своему проекту механизма на 2005 год по сравнению с 2004 годом. Из этого расчета следует, что прирост чистой прибыли в 2005 году есть, и довольно значительный, а вот по индексу рентабельности работника (прибыль, деленная на численность работников) индексация за 2005 год не положена! Этим расчетом работодатель и подтвердил, что данный механизм в значительной степени волюнтаристский, то есть целиком зависящий от доброй или, напротив, злой воли работодателя!

Кроме того, работодатель заявил, что если работники примут этот проект на весь срок действия Коллективного договора, то он заработную плату за 2005 год проиндексирует, несмотря на расчет.

Естественно, ни для работников, ни для Портового комитета Российского профсоюза докеров как законного представителя работников подобные условия были не приемлемы. Поэтому работники предложили закрыть совместную комиссию и переговоры продолжить в рамках согласительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора. Это и было сделано. Работники в трех стивидорных компаниях начали подготовку ко второму этапу забастовочных действий.

Тогда в рамках согласительной комиссии работодатель выдвинул другой вариант развития событий. Он предложил принять его положение в качестве эксперимента сроком на один год, и если через год ни одна из сторон не предъявит к этому положению претензий, то продлить его действие на следующий договорный период. При этом продлевается действие соглашения о премировании работников и производится индексация заработной платы работников группы компаний ОАО "Морпорт СПб" за 2005 год по индексу инфляции в Санкт-Петербурге. Вариант, приемлемый для работников, но компромиссный. Ведь необходимо отчетливо понимать, что положение, которое предлагается подписать стороне работников (хотя бы даже и на годовой период) обязательной индексации не предполагает. Насколько хватит у работодателя желания индексировать заработную плату работников впоследствии, никто не может и предполагать.

Вполне возможен и такой вариант, что работодатель через год проиндексирует зарплату работников, чтобы показать, что механизм, предложенный им, работает. И Портовому комитету можно будет договориться с работодателем еще на один год действия положения при условии проведения индексации зарплаты. И так далее.

Опыт свидетельствует, что нельзя давать карт-бланш на изменение уровня реального содержания заработной платы работников полностью в руки администрации, полагаясь на ее волю.

Если менеджеры компании сумеют решить проблему грузопотоков в стивидорных компаниях, если грузооборот будет расти, будут модернизироваться и расти производственные мощности компаний, вводиться новые технологические линии, то будет расти и чистая прибыль компаний при росте заработной платы работников. Пока же мы видим вместо заявленного в прессе и на телевидении стороной работодателя роста производственных мощностей и увеличения грузопотоков как раз обратную картину. В двух стивидорных компаниях спад грузооборота, это в "ПерСтиКо" и "ЧСК". В "ПерСтиКо" загрузка непостоянная, нестабильная уже довольно продолжительный период времени. Сейчас администрация пытается решить проблему традиционно, привлечь ручной груз — мясо в коробках. Это, несомненно, здоровья работникам не прибавит, так как труд этот очень тяжелый, требующий неимоверных физических нагрузок. Как правило, оплачивается он по тарифу, на этом грузе работники выполняют только 100% нормы, то есть заработать не в ущерб своему здоровью на этом грузе невозможно.

В "ЧСК" работодатель отдал конкурентам традиционный грузопоток угля, на котором зарабатывали работники и приличный приработок и премии, доходившие порой до 60%. Со стороны акционеров была повышена аккордная ставка на переработку угля, и клиент отказался от услуг "ЧСК". Сейчас работники "ЧСК" не обеспечены в полной мере работой. Только в "ВСК" нормальный грузопоток алюминия. Одна компания из трех имеет нормальную загрузку, а стало быть, и перспективы повышения заработной платы работников.

Среди стивидорных компаний большого порта Санкт-Петербурга, принадлежащих другим собственникам, есть и положительные примеры хозяйствования и адекватного отношения к своим работникам со стороны работодателя. Это Первый контейнерный терминал под руководством генерального директора Е.В.Южилина. В ЗАО "ПКТ" Коллективный договор включает механизм повышения уровня реального содержания заработной платы. Он построен на основе роста производительности труда работников. В результате зарплата докеров за прошедший год при росте производительности труда на 35% выросла более, чем на 20%, что значительно перекрыло индекс инфляции. Реальная зарплата выросла у всех работников. Причем генеральный директор из соображений стимулирования высокопроизводительного труда предложил увеличить зарплату на величину даже большую, чем та, которая получилась при расчете по Положению о повышении уровня реального содержания заработной платы работников! Естественно, что работники приложат дополнительные усилия, чтобы производительность труда увеличивалась и в дальнейшем. Компания вышла на европейский уровень переработки контейнерных грузов и успешно на этом уровне конкурирует с другими профильными предприятиями.

Хотелось бы надеяться, что и представители наших акционеров внедрят положительный опыт ЗАО "Первый контейнерный терминал" в своих компаниях. Тогда будет расти прибыль акционеров и заработная плата работников. Повысится стабильность предприятий группы ОАО "Морпорт СПб". Мы будем побуждать работодателя к позитивным шагам в этом направлении.

Ю.Л.РЫСЕВ,
докер-механизатор ЗАО "ПерСтиКо"




НАЗАД





Рейтинг@Mail.ru